Кубики Кооса: и тестовый материал, и развивающая игрушка

Американский психолог Сэмюэль Кос разработал свои тесты для определения уровня интеллектуального развития детей еще в 20-х годах прошлого столетия. Одно из таких исследований ученый проводил при помощи девяти красно-белых кубиков, которые впоследствии назвали кубиками Коса (или Кооса). До сих пор этой методикой пользуются психологи и педагоги всего мира.

Для чего они нужны

Вначале кубики Кооса психологи, педагоги и психиатры использовали исключительно для определения уровня развития детей. С их помощью они оценивали интеллект малышей, у которых были проблемы с речью или наблюдалась задержка психического развития. Делают это и сейчас. Для тестирования используют 4-5 заданий, с помощью которых психологи оценивают способность ребенка к элементарному анализу, сравнению, синтезу, стратегии.

Сегодня кубики Кооса используют уже не только для диагностики, но и в качестве развивающего материала для занятий с детьми. С их помощью педагоги и родители учат малышей складывать узоры разной степени сложности. Игры с такими кубиками тренируют в маленьких исследователях пространственное мышление, логику, развивают концентрацию внимания, чувство симметрии, воображение; воспитывают настойчивость, силу воли.

Прежде чем играть с малышом, ознакомьтесь с основными правилами развивающих игр Никитиных.

1. Сложи квадрат. Цветной квадрат (например, картонный) разрезаем на несколько частей. Допустим, для начала на два треугольника или на два прямоугольника. Предлагаем ребенку сложить вновь квадрат. Никитин предлагает много вариантов игры. Ну а почему только с квадратом? Разрезайте любые другие фигуры, картинки, складывайте из фигурок различных животных, домики и т.п.

2. Сложи узор. Берем обычные кубики и обклеиваем их грани разной цветной бумагой (я предлагаю липкой бумагой). Из цветных кубиков выкладываем различные узоры. Сначала по готовым шаблонам, а затем и фантазируя. По замыслу автора четыре грани полностью окрашены в цвет, а две грани в два цвета в виде треугольников. Но почему именно так? Придумайте свою окраску, например двойные грани пусть будут из прямоугольников. В самом начале игры с маленьким ребенком нарисуйте всего один квадрат и поставьте на него кубик с соответствующей гранью. Предложите малышу поставить кубик на другой нарисованный цветной квадрат. Затем нарисуйте два квадрата, затем три. Когда ребенок освоит, то предложите сложить дорожку и, наконец, простой узор.

3. Рамки и вкладыши Монтессори. Вырезаем разнообразные геометрические фигуры – это вкладыши. А трафарет, который остался от них – это рамка. Основная задача — подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить.

4. Уникуб. Это тоже кубики с цветными гранями. Задача – складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции. Подробнее см. саму книгу.

5. Точечки. На квадратные карточки наносятся точки (кружки) от одного до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Ребенку нужно разложить карточки подряд от пустой карточки до карточки с десятью точками (или цифрами). Никитин предлагает выполнить три вида карточек с точками. Они разных цветов и точки там расположены по-разному. В книге Никитина можно найти и другие менее известные игры, а так же советы как играть с ребенком.

Играя в игру «Сложи узор», составьте узор сами, сделав одну заметную ошибку. Сделайте вид, что не заметили своей ошибки. Заметит ли её малыш? Если вы играете в игру «Сложи квадрат» и собираете, допустим, синий квадрат, то одну (такую же) деталь поставьте красного цвета. Скорее всего, малыш заметит ошибку. Допустим, не заметил, можно и не акцентировать на этом внимание. Если хотите, чтобы ребенок заметил сам, то можно попробовать вернуться к этой игре через некоторое время. Но можно и сказать малышу: «Посмотри, где я ошиблась? Что я сделала неправильно?»

Читайте также:  Первые признаки беременности

Дорогие родители, если вы пробовали использовать данную методику, пожалуйста, поделитесь своим мнением с остальными. Для этого оставьте свой комментарий под статьёй.

Название методики: Определи правую и левую стороны

2) Возрастной диапазон: с 5 лет

3) Цель методики: формирование и закрепление восприятия пра­вой и левой сторон.

4) Оборудование: карточки с похожими изображениями. Рисунок с изображением трех детей в разной позиции (вид сзади и вид спереди). В верхней части рисунка у одной девочки в правой руке цветок, у мальчика в правой руке флажок, у девочки в левой руке пирамида. В нижней части рисунка у тех же детей предметы в другой руке: у девочки цветок в левой руке, у мальчика флажок в левой, у девочки пирамида в правой руке.

5) Инструкция: ребенку предлагается сначала определить правую и левую стороны на себе Например, «Покажи правую руку, левый глаз, левую руку, правую ногу. А теперь возьми карандаш правой рукой, подними мяч левой рукой, закрой левый глаз, дотронься рукой до правого уха» и т. д. Затем определение правой и левой стороны проводится на таблицах. Например, на первой таблице нужно определить, в какой руке у Колобка цветок, а в какой веточка; найти Колобка, у которого в правой руке ветка, а в левой цветок и т. п.

«Посмотри: нарисованы дети, а в руках у них разные предметы. В какой руке девочка держит цветок?» «В какой руке у мальчика флажок?» и т.д. По ходу выполнения задания оказывается помощь.

6) Обучающая помощь: Умение определять расположение предметов по отношению к себе.

Попросите ребенка положить мячик справа от себя, спросите, какие слева от него находятся предметы. Если ребенок затруднятся ответить, подскажите: «то, что с левой стороны ближе к левой руке, а то, что справа – ближе к правой руке.

Умение определять пространственное соотношение между несколькими предметами. Положите перед ребенком три игрушки, например, мячик, собачку и куклу. Попросите малыша положить мячик перед собой, слева от него положить машинку, а справа собачку.

Важно научить ребенка определять не только свою правую и левую руку, но и право, лево собеседника. Здесь Вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого Вы объясните малышу, почему изображение получается перевернутым.

Посадите спиной к ребенку куклу, спросите, где у нее левая рука, завяжите на ней ленточку, малышу тоже повяжите ленту. Теперь поверните куклу лицом к ребенку, теперь ленты окажутся с разных сторон. Опять поверните куклу спиной к ребенку, снова ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок понял, что правая рука, правой и остается, а волшебство, получается из-за того, что положение предметов относительно друг друга меняется.

Также обратите внимание ребенка на следующий момент. Если он положит обе ручки перед собой, то справа будет правая рука, а слева левая. Но если ручки скрестить, то кисть правой руки окажется слева, а кисть левой руки справа. Обсудите с ребенком, как получается, что правая рука оказывается слева и наоборот.

7) Анализ результатов: Дети с нормальным умственным развитием проявляют явную заинтересованность игровым характером задания. К 6 годам дети различают правую, левую стороны в схеме своего тела. Однако перешифровка (перенос) на собеседника и особенно на изображение на картинке у большинства детей оказываются несформированными, а потому вызывают трудности. Тем не менее в процессе упражнений дети 6 лет и старше начинают осуществлять этот перенос.

Дети умственно отсталые в 6 лет не различают правую, левую стороны в схеме своего тела. Даже при специальном обучении они путают правую и левую руки. Сделать перенос на собеседника не могут. Задание на рисунке не выполняют, не понимают способа переноса. Обучение неэффективно.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. У них также наблюдаются трудности в определении правой, левой стороны. По количеству ошибочных действий они ближе к умственно отсталым детям. Но дети с задержкой психического развития лучше используют помощь. Более адекватной является их реакция на свои ошибки. Они пытаются понять способ переноса при определении левой или правой стороны. Выше результаты обучения.

Читайте также:  Акне новорожденных. Как отличить акне от аллергии

8) Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок проявляет заинтересованность в выполнении задания, стремится к правильному выполнению, при затруднении принимает обучающую помощь, после чего выполняет задание верно.

Средний уровень – ребенок испытывает трудности при выполнении задании, ему требуется обучающая помощь, но и с ее помощью ребенок недостаточно хорошо справляется с заданием.

Низкий уровень – ребенок испытывает значительные трудности в выполнении задания, после обучающей помощи также не может выполнить задание верно.

Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогатель­ной школе. — М., 1993. + + -01-19-12-47-45/297-kak-nauchit-rebenka-razlichat-pravo-levo

Суть развивающей технологии Воскобовича

Современные родители теряются перед витринами детских магазинов — такое обилие игрушек, пособий и наборов для творчества! А в начале 90-х годов прошлого века сложно было найти качественные и полезные для развития игрушки. Во время перестроечного дефицита петербургский инженер физик — Вячеслав Владимирович Воскобович — решает создать действительно развивающие и доступные игрушки для своих сыновей.

Вячеслав Владимирович с энтузиазмом делится новаторскими идеями и основами своих игр на педагогических семинарах и практикумах

Развитие педагогических идей

В первых игровых пособиях Воскобовича преломились идеи Никитиных и Зайцева («Геоконт», «Складушки»). Занятия с кубиками и трансформерами дополнились сказочным наполнением, появились волшебные персонажи.

В 1999 году педагогические идеи и разработки были признаны Комитетом образования Санкт-Петербурга. Официально была утверждена авторская технология «Сказочные лабиринты игры» — поэтапное знакомство ребёнка с играми и постепенное усложнение заданий.

Сейчас методика Воскобовича предполагает использование развивающей предметно-пространственной среды («Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик»). Основных игр насчитывается около 50, а приложений к ним — более 200. Тьюторский центр проводит конференции и вебинары по знакомству с играми Воскобовича, издаются методические пособия для педагогов и родителей.

Технология Воскобовича основывается на создании особой предметной среды, в которой ребёнок с удовольствием фантазирует и исследует мир

Отличие от других методик раннего развития

Технология Воскобовича запатентована. Уникальность играм с кубиками, фигурками и шнурками придаёт сказочное сопровождение. Причём не существует готовых текстов, который педагог зачитывает детям. Есть рекомендации, как при помощи волшебных животных и гномиков сложить сюжет, который заинтересует малыша и мотивирует к поиску новой информации. Пожалуй, это единственная методика на постсоветском пространстве, которая опирается на детскую фантазию.

Фантазировать и играть — для ребёнка это тоже способы обучения

Плюсы и минусы технологии

Цель технологии Воскобовича — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Достоинства методики налицо (в начале XXI века примерно 90% ДОУ г. Санкт-Петербург проводили игры Воскобовича):

  • Установление комфортного общения взрослого с ребёнком, занятия проходят непринуждённо.
  • Игры подходят для детей от 1 года до 7 лет, задания предполагают усложнение.
  • Технология направлена на всестороннее развитие ребёнка: совершенствуются умственные и творческие способности.

К минусам можно отнести разве что невозможность изготовить все игровые материалы своими руками.

Плюс игр Воскобовича — в возможности использования одних пособий как с малышами, так и с детьми 6–7 лет

Подготовка к занятиям

Освоить игровую методику Воскобовича можно двумя способами.

  1. Изучить самостоятельно.
    1. Самообучение через интернет-ресурсы.
    2. Просмотр вебинаров.
    3. Покупка выборочных игр.
  2. Пройти обучение.
    1. Обзорный семинар.
    2. Тьюторский семинар.
    3. Обучение у действующего тьютора.

Самостоятельное освоение методики позволяет существенно сэкономить время и деньги. Игры описаны на педагогических порталах, доступны к бесплатному просмотру вебинары с практическими советами. Платное же обучение даёт полное понимание методики через личное общение с автором-создателем. Начинающим педагогам, особенно если целью стоит внедрение игр Воскобовича в детском саду или развивающем центре, то стоит пройти профессиональное обучение. По итогам прохождения программы выдаются действующие сертификаты.

Технологию Воскобовича освоить легко, главное — сыграть во все пособия самому

Методика раннего развития Никитиных в школе «ГЕЛИОС»

В школе «ГЕЛИОС» занятия в основном проходят два раза в неделю, что позволяет ребенку не терять интереса к занятию. В группу набираются дети от трех лет. Наши педагоги-методисты следят за действиями каждого человека, и, в разных игровых формах, показывают, как занимательно и весело можно проходить задания на развитие логического мышления. С каждым занятием перед ребятами ставятся новые задачи, уровень сложности которых постепенно возрастает. Для каждого человека игра подбирается индивидуально, исходя из его возраста и способностей.

Читайте также:  Прерванный половой акт — велики ли шансы зачать ребенка?

Также занятия в нашем кружке позволяют не просто с пользой провести время, но и выплеснуть энергию, накопленную за день. В группе занимаются дети одной возрастной категории, поэтому игры развивают коммуникабельность и могут быть вдвойне интересными в моменты, когда ребята работают сообща. Во время занятий наш воспитатель-методист постоянно регулирует работу детей, следит за тем, чтобы им не наскучила одна игра. Грамотный подход к воспитанию и умение увлечь ребенка дают возможность использовать время, проведенное в кружке, максимально продуктивно. Записывая своего ребенка на «Развивающие кубики Никитина», вы можете быть уверены в том, что он проведет время в комфортной обстановке и с пользой для своего личностного развития.

Как заинтересовать детей играми

Конечно, все логические игры будут в удовольствие в том случае, если терпеливые родители помогут развить в ребенке горячий интерес к этому занятию. Необходимо, чтобы малыш хоть немного был усидчивым, терпеливым, как мама и папа. Увлечься ребенок сможет тогда, когда увидит заинтересованность этим видом развлечения в глазах у родителей. Каждому хорошему отцу и матери хочется, чтобы их малыш стал сообразительным, имел воображение, любовь к обучению. Можно быть уверенными в том, что кубики Никитина содействуют разностороннему развитию детей. И, впоследствии, ни один человек не пожалеет, что уделил внимание детям, так как наградой этому будет гордость за них. Ведь в обществе любят образованных, интересных людей. Как раз этому поспособствует рассматриваемая методика. Кроме того, эти игры стимулируют творческое и интеллектуальное мышление. И маленький человечек научится во взрослой жизни создавать уникальные идеи, станет проницательным. С помощью игр можно вселять ребенку уверенность, так как дети часто бывают критичны к своим возможностям.

Преимущества и недостатки системы

Воспитывая детей по данной системе, многие родители отмечают то, что они в развитии значительно опережают своих сверстников.

Дети:

  • Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
  • Любознательные, стремятся к чему-то новому.
  • Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
  • Интеллектуально развиты.

Несмотря на преимущества данной системы, есть родители, которые отмечают некоторые негативные стороны такого воспитания.

Заключаются они в следующем:

  • Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
  • Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.

Многие родители видя, что их малыш в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, пытаются дальше развивать его способности. И не находят ничего лучшего, чем записать их в классы или школы с определенным уклоном. Бывает и так, что дети попадают в класс, где ученики по возрасту старше его. Он чувствует себя ущемленным, нередко у него возникают проблемы с социализацией.

Решив взять за основу воспитания своего малыша систему Никитиных, стоит еще раз хорошо взвесить все ее плюсы и минусы. Некоторые родители, которые являются ее приверженцами, отмечают для себя и используют только некоторые принципы, вносят в методику свои коррективы. Ведь только родители знают, что нужно их малышу, каким должно быть его воспитание и развитие. И никто не вправе навязывать им свое мнение, касающееся этих вопросов.

Безусловно, здоровье и интеллектуальное развитие ребенка важно для родителей. Но его душевное состояние и хорошее настроение куда важнее.