Артикуляционная гимнастика избавит детей от проблем с речью

С первых дней жизни малыш познает мир через тактильное, осязательное и речевое восприятие окружающей среды. Активному развитию помогают взрослые. Уже через несколько месяцев ребенок начинает выражать свои эмоции через мимику (улыбка, слезы), жесты (тянет ручки) и буление (агуканье и произношение отдельных слогов).

Задачи и цели артикуляционной гимнастики для детей

Выполнение артикуляционной гимнастики преследует несколько целей. В зависимости от используемого комплекса занятий оно обеспечивает:

  • улучшение подвижности органов речи и согласованность их функционирования;
  • увеличение силы движения органов артикуляции;
  • правильное положение языка, губ и нижней челюсти при произношении определенных звуков.

Такая гимнастика может быть коррекционной или профилактической. Выделяют также диагностическое направление, когда различные упражнения используются для выявления речевых нарушений.

Задачи гимнастического комплекса зависят от возраста ребенка. Занятия детям до 4 лет нужны для укрепления артикуляционной мускулатуры и обеспечения подвижности языка. Дошкольникам (5-7 лет) гимнастика обычно необходима для коррекции различных речевых нарушений.

Задачи и цели артикуляционной гимнастики для детей

Задачи гимнастического комплекса следует рассматривать также относительно органов артикуляции:

  • губы – укрепление мускулатуры, развитие подвижности, удерживание в определенной позиции;
  • язык – укрепление мышц, развитие подвижности, растяжка подъязычной связки, укрепление кончика языка, придание ему различных форм (лопаточка, чашечка, иголочка);
  • щеки – укрепление мускулатуры, развитие координации движений, умения переключаться;
  • нижняя челюсть – развитие подвижности;
  • мягкое небо – получение контроля над его подъемом и опусканием, развитие подвижности.

Благодаря специальной гимнастике можно скорректировать звукопроизношение, сделать речь более правильной и четкой. Упражнения в качестве профилактики позволяют ребенку быстрее освоить устную речь.

Упражнения для артикуляционной гимнастики

  • «Улыбка». Это база для каждого последующего упражнения. Для правильного выполнения ребенку нужно будет удерживать губы в широкой улыбке. Так давайте улыбаться! Губы широко растянуты, зубы соединены. Варианты — с сомкнутыми губами и приоткрытыми.
  • «Слоник». Слоненок тянется хоботком к цветочку. Губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой. Тянемся изо всех сил. Удерживать положение на счет до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.
  • «Лопатка». Делаем широкий язычок. Немного вытянуть язык между зубов, не прижимая сильно. Сам язык должен быть расслабленным и широким. Настоящая большая лопата для уборки снега!
  • «Змея». А теперь можно превратиться в длинную змею. Язык также расположен между зубов, но теперь он должен быть напряженным и вытянутым, тонким. Пусть ребенок представит, как кончик языка тянется вперед, как у змейки. Такое положение, как и предыдущее, удерживать по 10 секунд.
  • Если упражнения хорошо освоены, предложите ребенку научиться чередовать их в определенном темпе. Вы будете чародеем, который взмахом волшебной палочки превращает лопату в змейку и обратно. А может быть, вы придумаете какую-то другую историю про волшебство?
  • Переходим от статики к действиям. Делая «Улыбку» с сомкнутыми зубами под счет взрослого, ребенок должен разомкнуть зубы на пару сантиметров, то есть открыть рот. Двери открываются — двери закрываются. Придумайте, от кого запирается дверка?
  • «Вправо — влево». Язычок решил прогуляться, но не знает, куда же ему пойти. Рот приоткрыт в улыбке, язык двигается из одного угла губ к другому.
  • Ваш ребенок любит играть в футбол? Упражнение «Мяч». Пусть ребенок упирается кончиком языка то в одну, то в другую щеку. Вы можете контролировать точность и напряжение языка, «толкая» щечки. Очень весело!
  • Еще одна вариация футбола — только мяч будет надувной. Научите ребенка надувать то одну щеку, то другую по очереди. Задача непростая, но для того, чтобы поднять настроение, вы можете «лопать» воздушный шарик, нажимая на надутую щеку.
  • Ох, язычок ушел гулять, но ведь он еще не умывался! Чистим язык, прокатывая его вперед-назад при сомкнутых зубах.
  • Теперь надо еще почистить и зубы — пусть язычок позаботится о них. Плавным движением слева-направо и наоборот провести языком по наружной поверхности верхних зубов, потом нижних.
  • Качаемся на качелях. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а потом — внизу, за зубами нижними. Рот полуоткрыт в улыбке.
  • Поскачем на лошадке? Все дети любят воспроизводить цоканье. Давайте соревноваться — кто дальше ускачет, вы или ваш ребенок?
  • Еще одно статическое упражнение — «Грибок». Оно хорошо растягивает короткую уздечку. Язык нужно приклеить («присосать») к верхнему небу как при цоканье лошадкой и оставить в таком положении на 10 секунд.
  • Усложняем «Грибок» — играем на гармошке. В положении «Грибка» ребенок должен двигать нижней челюстью вверх и вниз. Язык при этом не отпускаем!
Читайте также:  В каком возрасте женщина готова родить по Знаку Зодиака?

Упражнения для активной работы артикуляционного аппарата можно найти много. Придумывайте сами, играйте — вместе веселее! Занимаясь регулярно, вы скоро увидите, что ваш ребенок намного лучше вас умеет сворачивать язык в трубочку, тарахтеть как моторчик и — ура! — рррычать как тигр!

Не забывайте только, что если что-то не получается, не надо сердиться. Возможно, ребенок не понимает, как правильно выполнять то или иное упражнение. А может быть, следует проконсультироваться с логопедом и подобрать наиболее подходящий комплекс для занятий.

Виды артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика для детей содержит в себе упражнения, которые делятся на следующие категории:

  • статические;
  • динамические;
  • пассивные;
  • активные.

Во время статических упражнений органы речи замирают в положенной форме на 4-7 сек. Динамические упражнения подразумевают размеренное исполнение повторных действий, что способствует выработке подвижности губ и языка.

Пассивные упражнения подходят для младенцев или детей со сложными недостатками речевого аппарата. Их выполняют родители или специалисты своими пальцами. Активные упражнения ребенок осуществляет самостоятельно.

Помимо упражнений, помогающих развить органы речи, используются сказки и игры. Они заинтересовывают ребенка в ходе занятия, упрощающем осуществление упражнений и ускоряющем исправление патологий речи.

Методлитература в помощь родителям и специалистам

Не секрет, что хорошие логопеды сегодня нарасхват, поэтому часто родителям приходится заниматься дома самостоятельно. Нет времени ждать очереди несколько месяцев, если ребенок уже достиг старшей группы, а звуки все еще не поставлены. Вариант заниматься со специалистом среднего класса — не вариант. Знаю много таких примеров, когда родители просто отдавали целое состояние, а ситуация не менялась. Более того, часто специалистам потом приходилось потрудиться, исправляя ошибки таких горе-логопедов.

Поэтому родители начинают заниматься самостоятельно дома, просматривая видео уроки в Сети. Их можно скачать бесплатно, а также полезно изучать специализированную литературу. Для ребенка 5 лет невыговаривание нескольких звуков — это критический возраст, с которого уже нужно начинать что-то делать.

Прежде всего, хочу посоветовать методическую литературу, которая поможет вникнуть в тему. Это очень хорошие современные пособия, которые включают картинки, подсказки. Их отличает простая подача материала, в том числе в стихах, что позволяет в скором времени видеть неплохие результаты:

Методлитература в помощь родителям и специалистам
  • Танцюра С.Ю., Данилевич Т.А. «Логопедический массаж зондами. Упражнения и артикуляционная гимнастика для детей»;
  • Нищева Н.В. «Мишуткина школа. Я учусь произносить звуки. Новая артикуляционная гимнастика. 5 — 6 лет»;
  • Нищева Н.В. «Мишуткина школа. Я учусь произносить звуки. Новая артикуляционная гимнастика. 6 — 7 лет».

Если же у вас достаточно свободного времени и есть желание заниматься с детьми с более раннего возраста, тогда советую следующие программы:

  • Рыжова Н.В. «Логопедические занятия с детьми 2-3 лет. Программа для установки через Интернет»;
  • Рыжова Н.В. Логопедические занятия с дошкольниками 2-5 лет. Компакт-диск для компьютера.

Артикуляционная гимнастика включает такие упражнения

  • Улыбка — малыш должен широко улыбнуться, удержать это положение на некоторое время. Губы сомкнуты.
  • Забор — напоминает предыдущее упражнение, только губы раздвинуты, видно два ряда зубок (верхний и нижний).
  • Слоник — карапузу предлагается вытянуть губы трубочкой, как слоник тянет хобот. Зубки при этом стиснуты.
  • Тесто — повторяя “пя-пя-пя”, ребенок шлепает губами, между которым находится вытянутый язычок.
  • Лошадка — это упражнение любят все детки, ведь нужно всего лишь цокать язычком, издавая звуки стука лошадиных подков о мостовую.
  • Горка — ротик карапуза широко открыт, точка опора для языка — нижние зубки. Язычок нужно выгнуть дугой, чтобы он напоминал округлую горку.
  • Варенье было очень вкусное — представьте, что на верхней губе находятся остатки сгущенки или варенья, которые нужно слизнуть. Быстрым движением ребенок слизывает кончиком языка вкуснятину с верхней губы сверху вниз. Мама следит, чтобы нижние зубки не прикусывали язык.
  • Блинчик — кончик языка покоится на нижней губе, как блинчик на тарелке, рот приоткрыт.
  • Грибок — начальное положение — как при упражнении “Лошадка”. Малышу нужно цокать, но гораздо медленнее. При этом язык распластывается по небу (это плоская шляпка грибка), а уздечка превращается в тонкую перегородку (ножка грибка). Это положение нужно зафиксировать.
  • Качели — ротик приоткрыт, язык поочередно нужно поднимать вверх, за верхние зубки, и опускать вниз — за нижний ряд зубов. Чтобы упростить задачу, мама или папа может при этом приговаривать “вверх-вниз”.
  • Маляр — “красим” верхнее небо, работая языком, как малярной кистью (“красящие” движения должны быть вертикальными).
  • Чашечка — пусть карапуз попробуют высунуть язык, приподняв его кончик и края.

    Положение нужно зафиксировать на несколько секунд.

  • Именинный торт — предложите ребенку задуть свечку на воображаемом торте. Губы сложены трубочкой, но щеки не надуваются, воздух выходит не рывками, а ровной струей.
  • Чистые зубки — ребенок по очереди “чистит” язычком изнутри верхние и нижние зубки.
  • Сдуй муху — вытянув язык (как в задании “Варенье”), нужно попытаться достать им кончик носа. Зафиксировав язык в максимально возможном вытянутом положении, малыш дует вверх. Воздух, проходя по такому желобу, должен попасть на кончик носа.
  • Ловим мышку — ротик слегка приоткрыт, наружу высунут только кончик языка — это мышиный хвостик. В таком положении ребенок говорит “а-а-а”. На третьем “а” зубками нужно легонько прикусить язычок — поймать мышонка за торчащий хвостик.
  • Работящий дятел — широко улыбаясь, малыш воспроизводит дробь “д-д-д”. Языком он касается основания верхних зубов. В этом упражнении нижняя челюсть не задействована, поэтому маме нужно следить, чтобы она не двигалась.
Читайте также:  Развитие ребенка в 9 месяцев: что уже умеет и что должен уметь малыш

Все эти упражнения помогут малышу подготовить речевой аппарат к такой тонкой работе, как произношение “вредных” звуков [р], [л], [ж], [ш], [с], [з], [ц].

Заключительные аккорды

Учимся разговаривать чисто, грамотно и красиво мы прежде всего для себя. Желание не стоять на месте, развиваться, ставить цели, идти к ним — все это дает нам энергию и делает нас сильными. И если мы постараемся, чтобы были красивыми наши мысли и чувства, то у нас все получится. Ведь из чувств рождаются мысли, мысли облекаются в слова, а слова — это составляющие нашей речи.

Своей созидательной энергией мы поделимся с детьми, чтобы помочь им самим преодолевать возникающие проблемы. А как иначе?

Пальчиковая гимнастика – первый шаг к развитию речи

С ребёнком необходимо начинать заниматься с рождения. Это вовсе не означает, что надо с ним сразу учить буквы или слова. Для начала подойдёт пальчиковая гимнастика, благодаря которой развивается речь. Однако не все дети её любят. Поэтому пальчиковую гимнастику нужно проводить незаметно для ребёнка. Особенно если он совсем маленький.

Когда вытираете полотенцем руки малышу, массажируйте подушечку каждого пальчика. Как можно чаще с помощью ладошек и пальчиков рассказывайте стишки и прибаутки. Вы не только заинтересуете малыша, но и поможете ему начать быстро, правильно разговаривать.

Полезно для каждого ребёнка рисовать пальчиками. Для этого творчества продаются специальные краски, которые безопасны для здоровья ребёнка.

Для более старших детей подойдёт гуашь. Рисование пальчиками увлекательное занятие. Благодаря ему ребёнок начинает произносить правильные и чёткие звуки или буквы.

Пособие для артикуляционной гимнастики «Ручной язычок»

Лариса Панова Пособие для артикуляционной гимнастики «Ручной язычок»

Хочу представить вашему вниманию простое в изготовлении, но достаточно эффективное в применении пособие «Ручной язычок».

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов- кинем. Выработка той или иной кинемы позволяет ребёнку освоить произнесение сложного для него звука.

Для того, чтобы выработать у ребёнка навык удержания определённого положения языка, ребёнку нужно чётко себе представить, какой формы должен получиться язычок.

Обычно логопед предъявляет ребёнку изображение артикуляционного упражнения, создаёт зрительный образ данной кинемы («качели», «чашечка», сам демонстрирует его выполнение. Это хорошие приёмы. Но изображение не всегда может быть доступно ребёнку.А показывать на себе и одновременно давать пояснения невозможно: тут либо показываешь, либо объясняешь.

Выполненный из пластилина и обшитый тканью «язык»оказался очень удобен для демонстрации нужного положения языка:

Пособие для артикуляционной гимнастики «Ручной язычок»

Пластилин легко принимает и держит заданную форму. На глазах у ребёнка можно формировать нужное положение «языка», при этом ничего не мешает нам комментировать свои действия. Ребёнок может пощупать макет, сам вылепить заданную форму, попробовать поставить так же свой собственный язычок, контролируя себя в зеркале. Таким образом, задействуем множество анализаторов и, главное, включаем двигательный (кинестетический) анализатор. Обратная кинестетическая афферентация является важнейшим звеном целостной речевой функциональной системы. Поэтому её развитие с использованием компенсаторных возможностей ребёнка очень важно.

Кроме всего вышеописанного, хочу сказать, что детям нравится этот приём. Им легче воспринимать всё зрительно или через действия, чем слушать объяснения.

Читайте также:  Как повысить жирность грудного молока кормящей маме?

Ещё один «плюс»: сопряжённые действия помогают развивать и межполушарные связи. А то, что мелкая моторика задействована — это тоже хорошо.

Поэтому, приём многофункциональный и полезный. Попробуйте! И поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Заранее благодарна, коллеги!

«Весёлый клоун». Пособие для обучения упражнениям артикуляционной гимнастики. Клоун позволяет показывать правильное положение языка при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики с помощью языка-варежки, одетой.

Дидактическое игровое пособие для артикуляционной гимнастики «Веселая мартышка» Выполнила: учитель-логопед Голубева Татьяна Валерьевна МБДОУ Детский сад № 38 «Золотой петушок» г. Димитровград Возраст детей: 3+ Задачи:.

Использование артикуляционной гимнастики при формировании грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР III уровня Актуальность. Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают.

Коррекционная программа по развитию лексико-грамматических категорий с применением артикуляционной гимнастики 1. Части тела (лица)«Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Лопатка», «Блинчик», «Орехи» Развитие лексического запаса: Сущ. : части лица и тела.

Использование артикуляционной гимнастики в работе с детьми Тема методического объединения: «Применение инновационных образовательных технологий в работе с детьми с особыми возможностями здоровья.

Проведение артикуляционной гимнастики с детьми 5–6 лет Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие.

Развивающие дидактическое пособие «Говорящий язычок» Развивающие дидактическое пособие»Говорящий язычок» помогает в постановке артикуляции звуков, а так же в звуко-буквенном анализе. Данное.

Пособие для артикуляционной гимнастики «Ручной язычок»

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых.

Рекомендации родителям по использованию артикуляционной гимнастики «Волшебные упражнения для правильного произношения» подготовила учитель-логопед МКДОУ «ЦРР – детский сад №17» Цишковская Н. П. г.

Упражнения для проведения артикуляционной гимнастики Упражнение №1 «СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ» 1 часть. Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Вот какой интересный.

Источник

По теме: Упражнение лодочка для рук

Для детей 3-лет

Для старшего возраста упражнения немного усложняются. Артикуляционная гимнастика для детей 3 4 лет может содержать следующие занятия:

  1. Часы. Пусть малыш при широко открытом рте дотрагивается кончиком языка то одного, то другого уголка губ. При этом следует смотреть за тем, чтобы нижняя челюсть была совершенно неподвижной.
  2. Парус. Упираясь языком в десну за нижними зубками, ребенок должен сделать из него горку. В таком положении необходимо находиться не менее 5 секунд.
  3. Лопата. Малыш должен постараться положить язычок на нижнюю губу. При этом язык должен быть расслаблен, нижняя губа неподвижна, а рот открыт.
  4. Ветерок. На ладошку ребенка кладется кусочек ваты, который необходимо сдуть. Выдох может быть коротким или длинным, слабым или сильным.
  5. Варенье. Предложите сыну или дочери представить, что его губы измазаны сладким и вкусным вареньем. Пусть он сначала слижет его с верхней губы, а потом с нижней. Упражнение можно повторить несколько раз.
  6. Качели. Язычок следует поднимать вверх, а потом опускать вниз. И так несколько раз.

Рекомендованные упражнения

Для конкретного ребенка комплекс может быть назначен индивидуальный, но среди базовых заданий для детей указанного возраста можно отметить следующие:

Рекомендованные упражнения

«Дудочка». Попросите ребенка вытянуть губки трубочкой вперед и максимально долго подержать именно так. При усложнении упражнения можно попросить чадо производить что-то вроде «ду-дууууу».

Рекомендованные упражнения

«Щенок и змея». Попросите ребенка показать, как летним днем дышит щенок – язык вялый, широкий и распластанный по нижней губе. А потом попросите показать, как это делает змейка – язык становится подвижным и «острым».

Рекомендованные упражнения
Рекомендованные упражнения

При дефектах определенных звуков добавляйте упражнения на улучшение произношения именно этих «проблемных» звуков:

Рекомендованные упражнения

«Зоопарк». Покажите карточку с тигром и спросите у малыша, как рычит тигр – «Р-р-р». Показывайте картинки тех животных, в наименовании которых есть сложный для малыша звук и просите озвучивать название и показывать, как «разговаривает» зверь: на выговаривание звука «Р» – тигренок, барсук, рыбка, жираф, на отрабатывание звука «Л» – лев, лайка, лиса, дельфин, лань, олень, лемур, на «Ш» и «Ж» – жук, шмель, жираф, жеребенок, шакал, на «С» – собака, сова, слон, лиса, суслик.

Рекомендованные упражнения

«Чистоговорки». Можно использовать различные стишки-чистоговорки. Главное требование – повторение «проблемного» звука. При нечетком произношении «Р», например, можно придумать что-то вроде: «Ра-ра-ру, ра-ра-ру, погуляю по двору, ру-ру-ра, ру-ру-ра вот уже домой пора! ». Аналогичные чистоговорки можно сочинить самостоятельно на любой звук, который не слишком хорошо получается произносить у ребенка.

Рекомендованные упражнения