Что должен уметь ребёнок в возрасте от 1 месяца до 5 лет

Появление малыша в семье – это не только радостные хлопоты, но и «мамины тревоги» о том, как правильно должен расти ребенок. Нормами развития по месяцам с нами поделился ведущий детский невролог России.

Сходить к гинекологу

Две полоски — не всегда 100% гарантии. Исказить результат могут 7 Causes for a False-Positive Pregnancy Test медикаменты или неправильное проведение теста. Подтвердить наступление беременности должен врач. Он же затем направит родителей на анализы. Для безопасности будущего ребёнка обоих партнёров проверяют на наличие вирусных и бактериальных инфекций, а маму обследуют ещё более подробно.

Даже если вы планируете вести беременность в частной клинике, есть смысл встать на учёт в женскую консультацию. Во-первых, вам выдадут сертификат, который нужен, чтобы получить место в роддоме. Во-вторых, за раннюю запись (до 12 недель) выплачивается единовременное пособие от государства. В 2020 году оно равно Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности 655 рублям 49 копейкам. Да, сумма небольшая, но вы имеете на неё право. Хватит, чтобы купить бутылочку и соску.

Нормы для детей в один год

На первом году жизни дети активно растут, в месяц они прибавляют 1-1,5 см, после 12 месяцев этот процесс немного замедляется. Они активно набирают вес — 300-350 г за 30 дней, окружность головы и груди увеличивается в среднем на 5 мм.

К концу первого года малыш утраивает свой вес, затем темпы прибавки снижаются.

В этом возрасте стопы еще плоские, но после того как ребенок начнет ходить, жировые складочки постепенно исчезнут и образуется изгиб.

В среднем появляется до 8 зубов, но это все условно, у одних их 10-12, а у других всего 2. Беспокоиться надо, если к концу первого года зубов совсем нет.

Мальчики

Мальчики чаще рождаются более крупными и в этот период развиваются немного быстрее. В средним их вес 8,9-11,6 кг, а рост — 72,3-79,7 см. Это данные отечественных педиатров, по классификации ВОЗ диапазон немного больше.

Девочки

Они растут немного медленнее и к концу первого года достигают 71,4-78 см, а их вес — 8,5-10,8 кг.

Что происходит в организме подростков в 11-лет

Сердечно-сосудистая система. Сердце подростка значительно увеличивается, это связано с ростом сердечной мышцы ─ миокарда. Объём сердца 10-летнего мальчика составляет 130 , а у 13-летнего ─ уже 443 При этом кровеносные сосуды растут медленнее и сердцу нужно прикладывать больше усилий для того, чтобы организм не страдал от недостатка кислорода. Нагрузка на сердце возрастает и в нём могут появиться боли.

Читайте также:  Польза грудного вскармливания для матери и ребёнка

Дыхательная система. Объём лёгких тоже увеличивается. Но использовать весь полученный кислород пока не получается, поэтому мозгу не хватает должного питания, что приводит к головным болям. Начинает расти гортань и меняться голос.

Костно-мышечная система. Быстро растут трубчатые кости рук и ног и позвонки. При этом позвоночник остаётся очень подвижным, велика вероятность его искривления. Крупные мышцы растут быстрее, чем мелкие, поэтому мальчику трудно работать с небольшими предметами, он быстро утомляется. Подростки в 11-12 лет выглядят непропорционально: длинные руки и ноги, большие ступни.

Кожа. Изменения, которые происходят в организме мальчика, приводят к тому, что сальные железы начинают работать активнее и на коже появляются раздражения, высыпания и гнойнички.

Что происходит в организме подростков в 11-лет

Нервная система. Головной мозг начинает активно развиваться, особенно передние отделы обоих полушарий. Подросток начинает резко отвечать на все замечания, которые направлены в его адрес. Возбуждение преобладает над торможением, поэтому подростки неуравновешенны, у них часто меняется настроение.

Работа вегетативной нервной системы, которая связывает спинной и головной мозг с внутренними органами, тоже не до конца сбалансирована. Кровеносные сосуды плохо наполняются кровью, пульс и дыхание учащаются, мозгу не хватает кислорода, появляются головокружения и слабость. Вегетососудистая дистония ─ частый спутник подростков.

Эндокринная система. У мальчиков в возрасте 11-12 лет начинает активно расти щитовидная железа, которая отвечает за энергетический баланс в организме. Половые железы тоже развиваются, и в крови мальчиков увеличивается количество тестостерона.

О влиянии тестостерона на организм мужчины в целом и подростка в частности смотрите в видео-отрывке из вебинара «10 важных секретов, которые мамы должны знать о мальчиках».

Изучаем качества предметов

Человек постоянно окружен какими-то вещами. Зная особенности и свойства, он может применять их по назначению. Процесс изучения качеств предметов нужно начинать с 1 года. Не просто давайте годовалому или 2-летнему чаду какой-то предмет, но и проговаривайте его особенности. Например, «а сейчас мы наденем теплый шарфик, чтобы не замерзнуть», «давай найдем нашего розового зайку», «а где лежит длинная палочка?». Изучение качества предметов позволит ребенку в 2 года развивать абстрактное мышление, сопоставлять фигуры и формы, воспринимать окружающий мир на ощупь. Процесс обучения дома заключается в запоминании свойств: холодный-горячий, длинный-короткий, твердый-мягкий и так далее.

Психическое развитие: что в этом возрасте происходит? Варианты нормы

Для начала опишем те навыки, которыми обычно обладает трехлетка:

  • Речевые навыки. К 3 годам ребенок должен говорить. Но если этого еще не произошло с вашим малышом – не паникуйте. Просто обратите на это внимание и проконсультируйтесь с педиатром.

  • Ребенок в 3 года понимает обращенную к нему речь. Трехлетки, имея в активной лексике 500-1500 слов, строят предложения и даже небольшие рассказы, в разговоре используют метафоры и образы.

  • Знает все о себе: как зовут, сколько лет, где живет, имена родителей.

  • По картинкам или по описанию может угадать предмет, найти сходства и различия.

  • Умеет строить причинно-следственные связи и опирается на них в своем поведении. Некоторые малыши не только понимают это, но и умеют объяснить словами.

  • Способность к знакомству и дружбе строго индивидуальна. Все зависит от характера малыша. Часто девочки в этом возрасте уже играют в совместные игры, а у мальчиков интерес к совместным играм проявляется позже.

  • Возникает стремление помочь родителям в их взрослых делах. Здесь, главное, не препятствовать рвению и заниматься домашними делами вместе. Поверьте, при правильном подходе вы только получите удовольствие от совместной деятельности.

  • К этому возрасту малыш играет в сюжетно-ролевые игры. Теперь на примере плюшевого мишки или куклы вы сможете легко ему объяснить, почему так важно вовремя ложиться спать и хорошо чистить зубы. Он легко включается в вашу игру, тем самым становясь отличным партнером в совместных играх.

Читайте также:  Как развивать ребенка в 8 месяцев: что умеет и как играть

Почему необходимо играть с ребенком?

Почему именно вам нужно играть с ребенком? Не просто покупать горы игрушек в надежде, что кроха себя сам как-нибудь займет и не будет приставать к вам час-другой. А оторваться в выходной день на этот самый час от своих дел, чтобы повозиться на ковре, вырезать фигурки из цветной бумаги, поболтать о всякой чепухе, почитать.

Общение с вами дает ребенку значительно больше, чем любая механическая «развивающая» игрушка. Проводя время с родителями, близкими, бабушками и дедушками, малыш растет счастливым, эмоционально здоровым и смышленым.

Через игровой процесс вы поможете ребенку улучшить речь, подготовите его к успешному старту обучения в садике и школе. Разовьете искусство общения, заложите в характере малыша лидерские качества, повысите его самооценку, ориентируете на успех.

Именно в формате игры и фантазии ребенку проще всего раскрыть себя, выразить свои чувства, мечты и желания, избавиться от страхов. Кроме того, например, разыгрывание сценок и эпизодов из знакомых сказок учит основным принципам вежливого общения: делиться, дожидаться своей очереди, помогать другу в сложной ситуации.

Создавая для ребенка стимулирующую образовательную среду, вы помогаете ему полностью раскрыть заложенный в нем потенциал.

Особенности развития

После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

Читайте также:  Что делать если загноился глаз у ребенка - причины и лечение

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: особенности развития ребенка в 1 год и 2 месяца

Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем – вдумчивым, ответственным, рациональным.

Восьмой месяц: первые «ладушки»

В 8 месяцев у ребенка сохраняется игровой контакт со взрослыми. Дети четко и безошибочно дифференцируют «своих» и «чужих», различают лица людей, знают и с легкостью распознают свое имя. У малышей сформирован активный, интонационно-выразительный лепет. Ребенок уже может активно пользоваться предметами: стучать предметом о предмет, манипулирует 2-3 игрушками. Ребенок играет в свои первые «ладушки», хлопая в ладоши, машет ручкой «пока-пока», тянется на руки ко взрослым, достаточно умело берет мелкие предметы, вкладывает их в крупные, интересуется пирамидкой. Малыши к 8-ми месяцам подражают взрослым, понимают некоторые слова — «дай», «на», «где». Ребенок самостоятельно садится и ползает на четвереньках. 

Восьмой месяц: первые «ладушки»
Восьмой месяц: первые «ладушки»
Восьмой месяц: первые «ладушки»

Безопасность первоклассника

В помощь детям, идущим в первый класс!

Чтобы чадо не попало в беду, надо заблаговременно научить его поведению с незнакомыми людьми.

Знакомые – те, кого знают родители и с кем общаются. А также те, к кому можно приходить в гости и даже ночевать. То есть это родственники и ограниченный круг друзей. Остальные – Незнакомые.

Безопасность первоклассника

Поведение с незнакомцами простое. При попытке контакта ребенок должен оценить человека, отойти на безопасное расстояние, извинится при необходимости и уйти или сразу убежать к знакомым и безопасным взрослым.

Безопасные в данном контексте – учителя, консьерж, охрана в магазине, банке.

месяцев

Дитя успешно подражает взрослым, пытается повторить за ними несложные действия. Таким методом подражания учится многим важным в жизни вещам. А также предпочитает мелкие игрушки, развивая свою моторику.

Что должен уметь делать ребёнок в 10 месяцев:

  1. без негатива воспринять отучение от груди;
  2. выбирать любимую игрушку из предложенных;
  3. если родители спрашивают, то уметь показывать не только на части тела, но и предметы, которые часто используются;
  4. пытаться удивить или рассмешить близких с помощью мимики;
  5. интересоваться другими детьми;
  6. доставать предметы, которые далеко находятся, с помощью других (например, швабры);
  7. жевать еду.