Каковы особенности физического развития детей в 3-4 года

Наступает время великих перемен. Малыш становится проворнее, внимательно изучает игрушки. Ему нравятся предметы, которые ставятся или вкладываются друг в друга, те, что можно собрать, а затем разобрать. Он все дольше играет самостоятельно. Ребенок указывает на то, что хочет, или на картинки в книге. Он активно изучает мир – и каждый день открывает для себя что-то новое.

Режим дня ребенка после года

Ребенок в возрасте 1-2 года спит 12-14 часов в сутки. Как правило, дети уже могут спать спокойно всю ночь, не просыпаясь. Конечно, этот навык придет не сразу. Например, ребенок в год и 2 месяца, возможно, еще станет будить вас по ночам, тогда как всего лишь спустя полгода будет крепко спать всю ночь. В возрасте 1,5-2 лет малыш, как правило, спит днем только один раз. Продолжительность дневного сна составляет 1,5-2,5 часа. У малыша уже устанавливается собственный режим, и сбивать его без веской причины не рекомендуется.

Развитие новорожденного

Первые 6 недель жизни новорожденного — время больших перемен и стремительного развития малыша. Новорожденный уже покинул дружественную среду в утробе матери и должен научиться существовать во внешнем мире. В этот период новорожденный спит долго — более 20 часов в сутки! Это оправдано тем, что нервная система малыша интенсивно развивается. В первые недели жизни маленький человечек может сфокусироваться на лице человека, держащего его на руках, и на несколько секунд приподнять голову.

В первые месяцы жизни ребенок приобретает навыки, необходимые для его развития. Поэтому родители должны внимательно следить за каждым этапом. Малыш будет меняться и осваивать новые занятия каждую неделю.

Методы физического воспитания: советы родителям

Для активного физического развития малыша родителям необходимо не только создать условия, но и придерживаться определенных принципов.

Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка:

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Здоровое, сбалансированное питание.
  3. Правильная одежда.
  4. Прогулки на свежем воздухе.
  5. Утренняя зарядка и закаливание.
  6. Подвижные игры, занятия физкультурой, спортом.

Родители должны поддерживать интерес малыша к физическим упражнениям, совместно заниматься активными видами отдыха. Дети очень любят веселые физкультминутки, когда можно попрыгать, похлопать.

Не забывайте хвалить ребенка за его успехи и достижения.

Физическое воспитание дошкольника должно быть организовано таким образом, чтобы малыш сразу учился выполнять упражнения правильно. Если родители недостаточно компетентны, то лучше организовать посещение в спортивную секцию.

В какие кружки и секции можно отдать дошкольника:

  • танцы, ритмика, гимнастика, акробатика;
  • плавание;
  • фигурное катание;
  • йога, фитнес;
  • конный спорт;
  • командные виды спорта (футбол, хоккей, волейбол), боевые искусства.

Выбирая спортивную секцию, ориентируйтесь на желание и интересы ребенка. Малыш должен с радостью посещать занятия.

Если пришло время подготовки в школу – приводите ребенка в центр раннего развития «УмНяша» в Южном Бутово. Мы обучаем детей чтению и математике по методике академика

Читайте также:  Поражения нервной системы (ЦНС) у новорожденных

Советы родителям

  1. Рекомендуется заниматься с детьми с раннего детства.
  2. Следует уделять от 10 минут на упражнения ежедневно.
  3. Немаловажным фактором является свежий воздух. Дети должны выходить на улицу каждый день независимо от погоды.
  4. Составляя занятия, необходимо принимать во внимание возраст и особенности организма ребенка. Малыш может опережать или отставать в двигательном развитии.
  5. Специалисты рекомендуют подбирать упражнения с правильным эмоциональным зарядом. Это положительно влияет на этическое, эстетическое и эмоциональное воспитание.

Результаты исследования

В ходе работы были измерены длина и масса тела у 2419 детей, проживающих в Северо-Западном регионе (1243 мальчика, 1176 девочек), из них новорожденных — 136 мальчиков, 151 девочка, затем были рассчитаны среднее значение параметров физического развития и среднее квадратическое отклонение (табл. 1).

В исследуемой группе детей, как и 30 лет назад, наблюдалось некоторое преобладание длины и массы тела у мальчиков по сравнению с данными показателями у девочек.

При сравнении средних показателей (50-й центиль) длины и массы тела детей, по данным нашего исследования, можно говорить о тенденции к увеличению массо-ростовых показателей как у мальчиков, так и у девочек, рожденных в 2016–2017 гг., по сравнению со сверстниками, рожденными в 1986 г. (рис. 1, 2). Так, длина тела мальчиков при рождении, по данным нашего исследования, составила 52,0 см, в 1986 г.— 51,3 см (p<0,05). Показатели длины тела девочек при рождении составили 52,0 см (2016–2017 гг.) и 50,7 см (1986 г.) (p<0,05). К 1 году длина тела, по данным нашего исследования, также достоверно различалась (р<0,05) и составила 76,0 см у мальчиков (в 1986 г.— 75,5 см) и 75 см у девочек (в 1986 г.— 74,1 см). Более высокие показатели массы тела как у мальчиков, так и у девочек в зоне 50-го центиля в группе нашего исследования по сравнению с 1986 г. отмечались в среднем первые 5–6 мес.

Средние прибавки массы и длины тела в год в группах детей со средними антропометрическими показателями за 30 лет, по данным нашего исследования, не претерпели значительных изменений.

Мы провели сравнение показателей длины и массы тела в области очень высоких (97-й центиль — рис. 3, 4) и области очень низких (3-й центиль — рис. 5, 6) значений.

Показатели длины тела при рождении в зоне 3-го центиля как у мальчиков, так и у девочек, рожденных в 2016–2017 гг., по сравнению с 1986 г., по данным нашего исследования, повысились. Так, длина тела мальчиков при рождении в этой группе составила, по данным нашего исследования, 49,0 см, девочек — 48,0 см, в 1986 г. эти показатели составляли 46,5 см и 45,8 см соответственно (р<0,05). К 1 году показатели длины тела детей в зоне очень низких значений в нашем исследовании и по данным центильных таблиц 1986 г. достоверно не различались (рис. 3). Показатели массы тела в области очень низких значений при рождении как у мальчиков, так и у девочек за 30 лет практически не изменились, однако к 12 мес. заметно незначительное преобладание массы тела у детей, рожденных в 2016–2017 гг. (рис. 4).

Читайте также:  Ребенка обижают в школе - советы родителям

Показатели длины тела по 97-му центилю имеют тенденцию к увеличению у детей, особенно у девочек, рожденных в 2016–2017 гг., по сравнению с показателями 1986 г. Так, длина тела при рождении как мальчиков, так и девочек в зоне очень высоких показателей, по данным нашего исследования, составила 56,0 см, в 1986 г. этот показатель достигал 55,0 см у мальчиков и 53,9 см у девочек (р<0,05). Длина тела в 1 год у девочек в 2016–2017 гг. составила 81,2 см, что заметно выше по сравнению с 1986 г.— 79,6 см (р<0,05) (рис. 5).

Показатели массы тела в области очень высоких значений имеют в нашем исследовании небольшую тенденцию к нарастанию, которая у мальчиков заметна на протяжении первого полугодия жизни, у девочек — на протяжении всего года (рис. 6).

Специфика развития ребенка в возрасте от полутора до двух лет

В это время начинается активное развитие и совершенствование навыков ребенка. Он начинает более активно перемещаться в пространстве, увереннее бегать, лазить, карабкаться. Он начинает понимать и выделять свое место в среде.

Речь ребенка наполняется смыслом. Он говорит уже большее количество слов, произношение которых уже носит осознанный характер. Ребенок может еще не произносить фразы, но уже понимать их смысл. Все сказанное взрослыми воспринимается, понимается и улавливается ребенком, осознается им.

В этот возрастной период начинают формироваться:

  • Социальные свойства личности. Ребенок испытывает чувства любви к близким, формируются осознанные привязанности. Дети способны на проявление любви и милосердия;
  • Моторные функции. Они начинают формироваться еще в младенчестве и достигают пика к двум годам. Важно, приобщать ребенка к игровой деятельности, способствующей развитию мелкой моторики.

Развивается подражание фразам и интонациям взрослых, повторение их жестов, развивается активная жестикуляция.

Ребенок становится способным различать свое настроение и осознавать чувства, которые испытывает. Он может прислушиваться к своему внутреннему состоянию и эмоциональному настрою.

Дети распознают мимические жесты и сами пробуют их выполнять.

Начинается осознание понятия «нельзя» и его причин.

Официальный сайт — Возрастные особенности психофизического развития детей (от до лет)

Статистика
  • Онлайн всего: 1
  • Гостей: 1
  • Пользователей:

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга.  Его общение становится  внеситуативным.

Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями.

Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая.

Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Читайте также:  Как игровое оборудование влияет на физическое развитие ребёнка

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия.

К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка ещё ситуативно.

Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Примерная общеобразовательная  программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 334 с.

Центильные таблицы для мальчиков до года

Для измерения роста малыша до года в поликлинике используют специальную доску с бортиками. К одному из них прижимают головку ребенка, к другому — ножки.

Возрастмальчика,в месяцах Рост мальчика
Центильный интервал, %
новорожденный

Центильные таблицы для мальчиков и девочек также содержат данные Несоответствие стандартам по этому параметру является поводом направить малыша к невропатологу.

Возрастмальчика, в месяцах Окружность головы мальчика
Центильный интервал, %
новорожденный

Соматические показатели

Оценка физического развития ребенка часто происходит таким образом: соматические показатели развития конкретного ребенка сопоставляют с центильными таблицами согласно возрасту и полу. Как выглядят эти таблицы для мальчиков, можно рассмотреть ниже.

Возрастмальчика Рост мальчика
Центильный интервал, %

Для девочек немного отличаются. До двух лет они обычно немного меньше мальчиков, но после догоняют и даже опережают в росте.

Возрастдевочки Рост девочки
Центильный интервал, %