Нужно ли ребенку ходить в детский сад: мнение психолога

Первый поход в детский сад или возвращение туда после летних каникул — не самое простое время для детей и их родителей. Капризы, слезы, ссоры и споры мало кого оставляют равнодушным и добавляют стресса в семейные будни. Но, к счастью, есть немало педагогических и психологических приемов, которые помогут легче пережить это состояние и адаптироваться к новым условиям.

С чего начать подготовку?

Итак, подошло определенное время и вы приняли решение отдать своего ребенка в детский садик. Безусловно, вы успели пообщаться с его будущими нянями и воспитателями, побывали в том помещении, где ребенок будет теперь проводить достаточно большую часть своего времени, посмотрели на других детей, с которыми малышу теперь предстоит подружиться и пообщаться. И, наверняка, вам все понравилось и все подходит – в противном случае отдавать ребенка в садик хороший родитель не будет. Вы выбрали для своего крохи самое оптимальное место – теперь нужно его подготовить к посещению сада.

Конечно же, малыш, который идёт в свой первый детский садик, должен обладать элементарными навыками и умениями:

  • уметь пользоваться чашкой и ложкой, горшком;
  • уметь самостоятельно обуваться, надевать одежду;
  • начать разговаривать (кстати, некоторые садики могут отказаться взять ребенка, который к определенному возрасту так и не начал говорить – для таких детей существуют специальные коррекционные дошкольные учреждения).
С чего начать подготовку?

И, конечно же, ребенок, который собирается пойти в садик, должен быть здоровым – не подвергайте риску болезни своего малыша и других детей, перед походом в садик пройдите необходимую медкомиссию, проконсультируйтесь с вашим педиатром или семейным врачом.

Если ваш малыш уже умеет всё перечисленное выше, а также полностью здоров, то можно перейти к следующей стадии подготовки к первому походу в сад.

Как рекомендуют многие психологи и специалисты, за несколько месяцев до того, как ребенок впервые отправится в детский сад, вы должны начать приучать его к режиму той жизни, которую он будет вести в саду. Во многих семьях не практикуется какой-либо распорядок дня – ребенок просыпается и ест в любое время, когда этого захочет. Не забывайте, что в садике все будет не так, потому следует своевременно провести работу, которая приучит ребенка к новому режиму.

Раздел  О часе икс, вылете птенцов из гнезда и что с этим делать 

Вам знакомо такое состояние мамы? «Такая грусть меня охватывает…», «Я просто смирилась…», «У меня чувство вины и уверенности, что так быть не должно…», «Завтра меня пугает, сердце не на месте, я очень переживаю…», «Обида его на меня нарастает – я чувствую это…», «Садизм это — уже два месяца мы плачем… — мы сами способствуем приобретению невроза, я уже не уверена, что сама этого хочу… может быть, это вообще нам не нужно?», «Отрыв тяжело мне дается…», «Я уже хотела наплевать, сама пью (название лекарства), дочери даю успокоительный сироп», «Мне кажется, что я слышу плач за три километра», «Меня сегодня чуть не трясло саму, как вспоминала его слезы…», «Главное – не раскисать  самой, твердость характера… убеждаю себя в этом каждый день»,  «Я сегодня утром ходила по квартире как тигрица в клетке, ничего не могла делать, все мысли только о нем… ни о чем думать больше не могу».

Как вы думаете, о чем, о какой ситуации в жизни были сказаны эти слова и фразы? Прошу дальше не читать, пока Вы не ответите сами себе на этот вопрос. Когда у Вас было такое состояние? На что оно похоже? Похоже на развод, правда, или на потерю близкого человека, на драму в жизни? Но это не так.   Все эти слова были сказаны самыми обычными мамами про самую обычную ситуацию, которая бывает в жизни очень большого количества семей – о первых днях ребенка в детском саду и адаптации к садику. О «часе икс» — первом выходе ребенка из семьи в «общество», который настал в жизни ребенка и который, увы, закончился его тяжелой адаптации.

А почему адаптация к детскому саду у ребенка тяжелая? Можно ли было это предсказать и предупредить сложности? Все ли дети готовы к садику или есть «несадовские» дети? Чем адаптация отличается от дезадаптации?  К  какому возрасту дети готовы к садику? Почему дети по-разному адаптируются? Как готовить малыша к садику – готовить заранее, а не в последний день — к этому очень важному в его жизни событию? Достаточно ли просто рассказать ему о садике или нет? Как избежать типичных ошибок? Правильно ли мнение «Адаптация со слезами – хорошая адаптация, хуже, если без слез, плохо, когда ребенок молчит и не плачет? Давать ли в садик домашние игрушки или вещи в садик? Правда ли, что надо  оставлять ребенка в садике как можно быстрее, пока он не видит, что Вы ушли?  На эти и другие ваши вопросы я буду отвечать в  этой статье. Для меня очень важно, чтобы адаптация ваших малышей прошла по-другому. Я хочу чтобы Вы знали  самые главные закономерности адаптации детей и уберегли малышей от тех сложностей, которые всегда возникают в этот период.

Читайте также:  Польза грудного вскармливания для матери и ребёнка

Ведь первый «вылет из гнезда» может проходить у ребенка и по-другому – цитирую из писем моих постоянных читателей и участниц курсов моего сайта «Родная тропинка:

  • «Сейчас сын ходит в садик первый месяц, и я могу сказать что адаптация у  него проходит довольно легко, он с удовольствием идет туда, знает что мама всегда вернется за ним».
  • «Я учла те нюансы, о которых вы говорили, и в сад пошли без проблем адаптации. В те дни,  когда мы туда попадаем, воспитатели говорят, что моя дочь там первой из всех одевается, ест, играет со всеми, участвует везде и домой не всегда хочет идти».
  • «А я поняла, послушав Вас, что моему ребенку сейчас не нужен детский сад. Еще рано. Хорошо, что я это поняла вовремя и не наделала ошибок. Мы решили отдать дочку в садик через два года».

Я расскажу в этой свой статье об адаптации с точки зрения и ребенка, и родителя,  и с точки зрения педагога с 20-летним опытом работы с малышами. Ведь за эти годы я видела адаптацию сотен деток в самых разных учреждениях образования и поэтому знаю, как можно им помочь. Советы мои будут реальные, жизненные, из моего опыта ведения детей и семей.

Если Вашему ребенку скоро идти в первый раз в садик, прошу написать в комментариях в конце статьи: Что больше всего тревожит (тревожило) Вас в новом этапе жизни ребенка – его «вылете из гнезда» и в первом дне «вне семьи» (не важно, это садик государственный, группа в детском центре или семейная группа)? Какой помощи Вам не хватило, а она так была нужна в тот период? Что Вам интересно узнать по этой теме? Какие вопросы Вас волнуют?

А пока, чтобы Вы лучше прочувствовали, что думает ребенок, идя в первый раз в детский сад или  в группу детского центра, я расскажу одну интересную историю. Историю о ребенке… без головы!

Факторы, влияющие на адаптацию ребенка в детском саду

Возраст

Специалисты сходятся в том, что раньше 1,5 — 2 лет отдавать кроху в ясли не стоит. Единого же мнения о том, в каком возрасте начинать лучше, не существует. Здесь все индивидуально. И безусловно, зависит и от возможностей родителей.

Чаще всего в садик определяют трехлеток. Это связано с необходимостью выхода мамы на работу. В этом случае сложность создает тот факт, что в это время малыши переживают кризис 3 лет. Однако 3 года — условный ориентир. Кризис, связанный со стремлением к отделению и самостоятельности может начаться и закончиться как раньше, так и позже, различаться по интенсивности.

Исследование, проведенное И.Н. Серовой свидетельствует, что наиболее длительно и сложно процесс адаптации проходит у поступивших в ДДУ на втором году жизни: у 92% обследованных до конца первого года после поступления наблюдались характерные сложности. Для сравнения в исследовании приведены результаты наблюдения за воспитанниками, начавшими посещать детсад на третьем и четвертом году жизни. Среди них сложная адаптация наблюдалась значительно реже: в 60% и 53% случаев соответственно.

Половая принадлежность

Замечено, что мальчики в основном переживают разлуку с мамой и вливаются в детсадовскую жизнь тяжелее, чем девочки.

Раннее развитие до садика

Важно заострить внимание на следующем моменте: до достижения возраста трёх лет ребёнок должен находиться с матерью. Именно в этот период закладывается базовое доверие к себе и окружающему миру. Лучше всего, при возможности, дать малышу развиваться дома. Ведь дети, попавшие в детский сад в более раннем возрасте, менее открыты и дружны с родителями. А также у них менее развита зависимость и ярко выражена автономность. Правильное развитие этих чувств зависит от реакции родителей на попытки малыша к самостоятельности. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности к родителям.

Читайте также:  Развитие ребенка в 9 месяцев: что уже умеет и что должен уметь малыш

Если малыш находится дома, то, по мнению протоиерея Димитрия Смирнова, педагога по первому образованию, ребёнок должен, по возможности, воспитываться в семье, не посещать детский сад. Ведь родители и родительская семья (бабушки и дедушки) могут сами преподать ему начальные навыки быта и социализации, а также подготовить к школе.

Раннее развитие до садика

Немаловажный момент в рассматриваемом вопросе — когда ребёнок сам просит повести его в детский сад. Такая ситуация может сложиться, когда у него появляется такое желание после посещения детской площадки. Здесь малыш может узнать, что существует такое место, где дети общаются, и называется оно детским садом. Он может сам попросить записать его туда. Альтернативным вариантом может стать посещение кружков/студий по дошкольному развитию три раза в неделю.

Дошкольное развитие в саду

В каком возрасте начинать подготовку ребенка к детскому саду?

Все зависит от того, насколько обучаем ваш малыш и как легко он принимает изменения. А также насколько он уже готов.

Например, если ваше чадо легко находит общий язык со сверстниками и не боится общаться со взрослыми, если он умеет пользоваться ложкой и горшком, вам останется только подкорректировать режим дня.

В противном случае необходимо озаботиться вопросом подготовки ребенка к детскому саду заранее — хотя бы за пару месяцев. Но лучше выделить на эту цель около полугода. Изменения, которые вам предстоят, должны осуществляться плавно и постепенно, чтобы не вызвать протест у малыша и не добавить вам лишних трудностей.

Отказ от прививок при поступлении в садик

Если родители не желают прививать ребенка, опасаясь за его здоровье или по любым другим причинам, или же хотят делать только часть прививок или прививать ребёнка по индивидуальному графику, то они имеют на это полное право. Для этого пишется заявление на имя заведующего детской поликлиникой, в которой наблюдается ребёнок. Заявление подаётся в двух экземплярах, подписывается обеими сторонами, один подписанный экземпляр отдаётся родителю или лицу его заменяющему.

Основаниями для подачи такого заявления служат статьи 31 и 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, в которых говорится о согласии и об отказе на медицинское вмешательство, а также статья 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г.«Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики».

Как подготовить малыша к посещению сада?

Адаптация к детскому саду во многом зависит от характера малыша, а также от состояния его здоровья. Отдать кроху в детский сад без подготовки – значит спровоцировать сильный стресс, в этом случае процесс адаптации займет больше времени и даже может послужить причиной болезни. Как только малыш получил свое место в саду, нужно позаботиться не только о связанных с садиком покупках, но и о прохождении медосмотра.

Желательно заранее сделать следующее:

  • рассказать малышу о садике, о режиме дня, особенно про «тихий час», постараться поддерживать похожий режим дома, играть с ним в «детский садик»;
  • сходить на прогулку к детскому садику, поиграть на его территории, рассмотреть здание;
  • рассказать ребенку про воспитателя, нянечку (в идеале заранее с ними познакомиться), объяснить, что это не чужая тётя, а помощник и друг, который знает много интересных игр и научит его полезным вещам;
  • объяснить, что в садике он не будет один, что у него появится много друзей, с которыми весело будет вместе играть, учиться, гулять, кушать и спать.

Обязательно много разговаривать про садик, чтобы он заранее стал привычным и нестрашным местом.

Этапы адаптации маленького ребенка к детскому саду

Психологи в адаптационном периоде отмечают 3 этапа:

  1. Острый этап. В этот период происходит мобилизация всего организма малыша. Наблюдается повышенная возбужденность и напряженность. Он плаксив и капризен, устраивает истерики. Вместе с психологическими проблемами обнаруживаются физиологические изменения – увеличивается сердечный ритм, кровяное давление. Ребенок чаще обычного болеет.
  2. Умеренно острый этап. Отмечается снижение негативных проявлений, улучшается аппетит, сон. Ребенок начинает привыкать к новым условиям, новому режиму. Однако периодически ребенок устраивает истерики, показывает свое нежелание идти в детский сад. Это означает, что психологическая адаптация ещё не наступила.
  3. Компенсированный этап. Происходит стабилизация психоэмоциональных процессов, ребенок вовлекается в игру со сверстниками, появляются успехи на занятиях, развиваются навыки поддержания личной гигиены и самообслуживания.

Для успешного привыкания ребенка к детскому саду очень важно применять различные формы адаптации:

  1. Телесный контакт – это поглаживания, обнимания, которые заканчиваются упражнениями на расслабление. Такой комплекс благоприятно действует на нервную систему, что в период адаптации очень важно.
  2. Пение колыбельных перед сном. Особый ритмический рисунок колыбельных песенок, мамин голос успокаивает малыша, снимает страхи, тревогу.
  3. Игры с водой и песком также способствуют снятию эмоционального напряжения, расслаблению.
  4. Сказкотерапия повышает уровень развития осознания ребенком законов жизни, проявляет в нем понимание своего эмоционального состояния.
  5. Занятия на развитие чувств и эмоций. На занятиях развивается восприятие своих и чужих эмоциональных состояний, что улучшает взаимодействие с другими людьми.
  6. Занятия по развитию музыкально-ритмических движений пробуждают у детей различные чувства и состояния, развивают музыкальный слух и ритмичность.
  7. Игровые формы взаимодействия с ребенком. В игре закрепляются благоприятные эмоционально окрашенные состояния, повышается интерес к сверстникам, к взрослым и к общению с ними.

Подсказки воспитателям

Своя адаптация нужна и воспитателям, к которым приходит новая группа малышей. Они тоже привыкают к коллективу, знакомятся с интересами и особенностями каждого. Этому помогут несколько рекомендаций, которые дали коллегам наши собеседники.

Чтобы уменьшить переживания родителей, Светлана Тулайкина советует заранее выйти с ними на связь с помощью мессенджеров или социальных сетей. Педагог рассказала о случае из практики, который мгновенно снял многие родительские страхи: воспитатели, зная, что к ним придет младшая группа, записали видео, на котором рассказали о себе и группе. «Они показали, какие там кроватки и игрушки, как там чисто и светло, как ждут ребят. Родители увидели, что об их детях думают и заботятся, и им стало намного легче», — объясняет Светлана.

Еще один прием помогает привыкнуть к новым обстоятельствам детям, для которых очень абстрактно звучат фразы типа «мама скоро придет» или «мама придет после обеда». «В группе мы вешаем календарь-ленту с картинками или фотографиями детей. На одной они моют руки, на других — одеваются на прогулку и обедают. Так ребенок зрительно понимает, что ему осталось сделать до момента, когда придут родители», — говорит Светлана.

Юлии Якубович помогают цифровые технологии, которые в ее руках становятся не просто развлечением, а источником информации для детей. Воспитатель делает QR-коды: «Я размещаю в раздевалке сказочного героя с кодом, который, если посмотреть на него в волшебное окошко (планшет или телефон), будет всех приветствовать и предлагать познакомиться. Ребенок будет заинтересован общением, ему легче будет отвлечься и войти в группу». Тот же герой может расспросить малышей про их настроение или передать послание. QR-коды Юлия вешает даже на деревья и веранды на прогулке. Там она прячет интерактивные задания, подсказки или ответы.

А главный лайфхак от Даниила Семичева — сделать из группы не просто помещение с полками и игрушками, а пространство для детской реализации. «В таком месте ребенок может взять любую вещь, которая ему нравится. У него всегда есть возможность сменить деятельность, если он к ней не готов, пусть даже немного отходя от режима. Например, если идет занятие по математике, а кто-то из детей не хочет, ему надо дать возможность делать что-то другое», — рассказывает педагог. Он согласен с мнением, что среда может стать третьим воспитателем для ребенка и процесс адаптации в пространстве, которое нравится ребенку и создано специально для него, пройдет гораздо лучше.

Ясли — с какого возраста будут оптимальными для ребенка?

Сидеть с малышом дома в течение трех лет может себе позволить далеко не каждая мама. На эту сложную ситуацию и рассчитаны ясли, в которых малышей берут уже с 12 месяцев. Главным вопросом остается – сможет ли кроха безболезненно перенести разлуку с мамой в таком возрасте?

  • С 1-1,5 года. В этом возрасте мама для малыша – человек, без которого он существовать не может. Вырванный из атмосферы родительской заботы и нежности ребенок не понимает, почему вокруг него чужие люди, и почему мама оставляет его одного в чужом месте. Любой посторонний для годовалого ребенка – это «чужой» человек, и, конечно, малыш еще просто не готов психологически оставаться без мамы.
  • С 2-2,5 лет. Малыши этого возраста уже более развиты во всех смыслах. Они тянутся к сверстникам, их можно отвлечь играми. Если воспитатель будет хорошим психологом, а ребенок действительно общительный, то адаптационный период пройдет быстро. Но если ребенок категорически отказывается оставаться в яслях, то ваше время еще не пришло – оставлять его против воли не следует.