Почему ребенок проявляет агрессию, и как родителям ее искоренить

Виды и причины агрессии у детей и подростков. Как вести себя родителям при детской и подростковой агрессии. Советы психологов, как справиться с детской агрессией.

Причины детской агрессии

Нет простого объяснения, почему иногда ребенок очень агрессивный. Тем не менее, есть факторы, которые увеличивают вероятность агрессивного поведения. Их можно объединить в 4 ключевые причины – семейные, личные, внешние и характерологические.

  1. Семейные причины детской агрессии
    • равнодушие, холодность и неприятие со стороны родителей
    • чрезмерная или, наоборот, слишком мягкая дисциплина в семье
    • семейная нестабильность и частые конфликты между родителями
    • пренебрежение и отсутствие внимания к ребенку
    • злоупотребление родителями психоактивными веществами
  2. Личные причины детской агрессии
    • плохое самочувствие и переутомление
    • задержка психического развития
    • внушенное ребенку чувство вины
    • отсутствие уверенности в личной безопасности
  3. Внешние причины
    • проживание в неблагоприятных  и социально неблагополучных условиях
    • общение со сверстниками, которые ведут себя агрессивно
    • употребление некоторых продуктов питания (шоколад, газировка, чипсы)
    • чрезмерный просмотр телевизора
    • воздействия жары, тесноты и шума
  4. Характерологические причины
    • особенности темперамента (холерик)
    • повышенная обидчивость, раздражительность
    • эмоциональная неустойчивость и сниженные способности контроля эмоций
    • акцентуации характера и псхопатии (эпилептоид, циклоид) 

Проявления детской агрессии

В разном возрасте детская агрессия проявляется по своему, но в не выраженных своих формах свидетельствует о переходных этапах развития.

  • до 1 года – проголодавшийся малыш кричит и сердится
  • в 1 год – разозлившийя ребенок может ударить мать
  • в 1,5 года –может кричать до исступления так, что родители не понимают, что с ним
  • в 2 года – может ударить по голове игрушечной лопаткой

При нормальном развитии ребенок перерастает указанные проявления  и к 3 годам у него появляется знание правил и понимание необходимости сдерживаться, хотя не исключаются словесные выпады и перепалки.

Ситуативная агрессия

Считать любое агрессивное поведение ребёнка отклонением от нормы неверно. Агрессивное поведение можно разделить на возрастное, ситуативное и деструктивное (близкое к патологии).

Ситуативная и возрастная агрессия присуща каждому человеку. Именно благодаря наличию здоровой агрессии люди приходят к поставленной цели, добиваются успехов в спорте и личной жизни. Проявление ситуативной агрессии, не выходящее за определённые пределы, не делает ребёнка злым и жестоким.

Читайте также:  Почему старший ребенок ревнует к младшему? Что делать родителям?

Ситуативная агрессия выполняет несколько важных функций:

  • Она одним из инструментов саморазвития, способствуя становлению лидерских качеств ребёнка, умению защитить себя и окружающих, развивает чувство справедливости.
  • Проявление агрессивности в различных ситуациях является обоснованной реакцией на внешнюю опасность для человека.
  • Проявление ребёнком агрессии, в следствии несформированности словарного запаса и неумения выражать свои эмоции, является показателем его переживаний и разочарований окружающей действительностью или конкретной ситуацией.

Безусловно, грань между здоровой и деструктивной агрессивностью очень прозрачна и маленькому ребёнку иногда сложно себя сдерживать. Именно в такие моменты взрослые должны направить детскую агрессию в позитивное русло.

Ребенок с мамой

Ситуативная агрессия имеет свои возрастные особенности. Её проявления зависят от возраста ребёнка, сформированности его эмоциональной сферы и конкретного случая.

Семейные

В сегмент семейных причин агрессии входят много факторов и ситуаций.

Прежде всего, это агрессия со стороны взрослых, которая со временем перерождается в детскую. Дети просто начинают отвечать родителям тем же языком.

Они воспринимают крик, истерику, слезы, агрессию, как норму общения, следовательно, с удовольствием пользуются данным инструментом. Они не достукиваются до родителей, а докрикиваются.

Почему родители агрессируют на детей? Тут тоже много причин: от осознания нежелательности данного ребенка еще в момент зачатия, до срыва обид из-за тяготы своей жизни. Ребенок ощущает себя нежелательным, нелюбимым, поэтому выгрызает свое место под солнцем. Доказывает криком, что он есть, он желанный и важный.

Иногда родители могут включить игнор, мол, дел и так по горло, а тут еще и “шнурки” общения хотят. Родители иногда относятся к детям, как к комнатному цветку: на окошко поставили, полили, листики опрыскали, т.е. покормили, одели в чистенькое и в школу отправили. А им хочется общения, причем на равных. В результате – агрессия, с помощью которой дети доказывают родителям, что они личности, с которыми нужно считаться.

Порой дети ощущают враждебность со стороны родителей. И дело не в том, что родители поучительными тирадами наполняют душу малыша жизненным опытом, а в том, что в нотациях ребенок слышит только упреки.

И он борется, и борется так, как умеет – грубит, хлопает дверью, плачет, кричит.

Еще одной семейной причиной может служить то, что родители уверены, что ребенок в любом возрасте, хоть до пенсии, будет младенцем в ползунках. Они ограждают его, оберегают, ставят запреты на личное пространство, свое мнение и пр. В результате – все та же агрессия.

Семейные

Обычно родители уверены, что они мудрецы, а их дети полные “необтесанные чурбаны”, которым в голову нужно каждодневно вбивать свои правила жизни. Агрессия в таком случае – это уже последняя стадия. Вначале ребенок становится в себе неуверенным, обрастает комплексами, как колючками, чувствует свою вину за несовершенство, испытывает страх, и только потом начинает огрызаться.

Читайте также:  Прививаем малыша 0-2 лет: вакцинация по календарю и не только

Почитать в тему: Гиперопека родителей

Что делать, если ребенок матерится в школе?

В школе ребенок получает знания. И это не всегда основы письма, чтения и математики. По мнению психологов, многие дети, которые раньше никогда не матерились, придя в первый класс, с большим удовольствием вставляют в свою речь бранные слова.

Мат в школе — это копирование поведения сверстников. В новом коллективе ребенку сложно, он пытается каким-то образом найти друзей, а еще лучше — стать «вожаком стаи». И если в конкретной компании кто-то материться, ваш школьник тоже попробует так делать. И вряд ли тут помогут разумные доводы родителей и наказания. [4]

Что делать родителям, если ребенок матерится в школе? Стоит поговорить с учителем и подробнее узнать о компании ребенка. Выясните, как они проводят время на переменах, в каких случаях матерятся. Когда маты — не единственное проявление плохого поведения в школе, в воспитательную работу включается школьный психолог. Единственно верное решение проблемы — спокойный диалог с ребенком. Он сам должен прийти к выводу, что мат — это не самое лучшее средство для коммуникации с окружающими. [4]

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Читайте также:  6 правил, которые научат ребенка собранности

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Ребенок — лет огрызается

Ребенок 4-6 лет огрызается, перечит по нескольким причинам:

  1. для того, чтобы привлечь к себе внимание;
  2. хочет доказать, что может делать что-то сам;
  3. поиск своего места в социуме.

Ребенок 4 года перечит взрослым и родителям, чтобы привлечь к себе внимание взрослых или выплеснуть накопленные негативные эмоции. Малыши в таком возрасте еще не достаточно осознают и исследуют свои эмоциональные реакции на различные ситуации. Некоторые эмоции им еще не знакомы и их пугают. В такой ситуации дети видят только один выход — сбросить и освободится от них.

Ребенок 5 лет огрызается потому, что хочет и может делать многое сам, хочет показать свою самостоятельность, поэтому принятие решений за него или помощь вызывает протест.

Если ребенок огрызается с родителями 6 лет, он таким образом определяет свое место в социуме, определяет рамки, которыми он ограничен и какое место он занимает в обществе.

Как родителям решить проблему?

В зависимости от причин такого поведения детей, можно определить правила поведения для родителей.

Привлечение внимания. Если это привлечение к себе внимания, то его стоит уделить ребенку, рассказать что вы его любите, но не потерпите такого поведения. Если ребенок продолжает перечить, необходимо рассказать ему, как он будет в таком случае наказан и последовательно выполнять свои обещания, в том числе и наказание.

Самостоятельность. Если причина плохого поведения — желание самостоятельности, то необходимо дать ее ребенку. В противном случае такой малыш утратит интерес к познанию мира и вырастет инфантильным взрослым. Можно отойти в сторону и просто наблюдать, чтобы в нужное время, помочь дочке или сыну, если понадобиться.

Становление личности. Если причиной огрызания является определение ребенком своего положения в обществе, здесь стоит устанавливать четкие рамки, говорить и настаивать, что со взрослыми так говорить нельзя, что взрослые главные в семье, но у ребенка есть «право голоса» в некоторых вопросах.