Подростковый возраст (10-12 – 17-18 лет)

Объективное взросление нашего организма сказывается и на нашем психологическом самочувствии. Но возрастные кризисы – это не только страдания и опасности, но и отличная возможность «апгрейда».

Кто такая хорошая мама

Верное осознание понятия «хорошая мама» – залог правильного воспитания своего дитя. Некоторым людям свойственно сводить это определение к той женщине, которая удовлетворяет буквально все капризы и желания, поощряет не самые лучшие поступки своего чада. Все эти действия со стороны мамы в той или иной степени губительны не столько чаду, сколько ей самой: это чудо может превратиться в зрелого мужчину или взрослую женщину, которые так и не захотят слезть с шеи мамы и папы, чтобы начать новую жизнь.

Что же на самом деле значит быть хорошей матерью? Прежде всего, стоит задуматься, как нужно воспитывать детей. Внимание к своему малышу, любовь, терпение и уважение – залог доверительных отношений между родителями и детьми. Ведь теплые чувства зарождаются отнюдь не от подаренных игрушек или гаджетов. Стоит проводить больше времени с малышом, чтобы он понимал, насколько ценен и важен своим родным.

Развитие речи у малышей: все, что нужно … Выбор Лизы Биргер – Weekend – Коммерсантъ Советы для родителей | УО «Гродненский … Переходный возраст и подростковый …

К сожалению, современный ритм жизни и практически круглосуточная работа не позволяют маме полноценно проводить время с сыном или дочкой, тратить на него больше пары часов в сутки. Многие родители считают, что достаточно и того, что они финансово обеспечивают своих чад – ребенок сыт, обут, живет в тепле. Однако, так думать далеко не правильно. И если Вы собрались стать настоящей мамой, то придется приложить усилия. Нужно понять очень простую вещь: малыш вырастет счастливой личностью с адекватной оценкой мира и себя только в том случае, если мама будет заботиться об этом.

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на личность

Безусловно, подростковый возраст является переломным и крайне сложным этапом в жизни человека. Все изменения, которые проходят в этот промежуток времени, в значительной мере затрагивают не только самого ребенка, но и окружающих: его родителей, учителей, сверстников и т.д. В возрастной психологии подростковый период считается кризисным, поскольку сопровождается резкими качественными изменениями всех сторон жизни и развития человека. Кризис подросткового возраста, как правило, связан с изменением ведущей деятельности и социальной ситуации.

Главная особенность подросткового периода заключается в промежуточном статусе подростка, так как он занимает определенную возрастную нишу между взрослостью и детством. Соответственно, социальная ситуация развития в подростковом возрасте переходная (характеризует переход зависимого состояния к самостоятельному).

Что касается ведущей деятельности, то у младших школьников она учебная, а в подростковом возрасте ее постепенно вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками, в ходе которого происходит становление абсолютно нового уровня самосознания ребенка и формирование навыков социального взаимодействия. Он учится подчиняться, но по необходимости отстаивать свои права. Помимо этого, общение становится для подростка важнейшим информационным каналом.

Основные особенности подросткового возраста объясняются резкой сменой интересов. Очень часто этот период сопровождается снижением школьной мотивации, в результате которой страдает учебная деятельность. В попытках вернуть былые школьные успехи своего ребенка родители нередко ограничивают его контакты со сверстниками, однако далеко не всегда подобное решение является правильным. Не стоит забывать, что общение с ровесниками является важнейшей деятельностью для любого подростка, и оно крайне необходимо для полноценного психоэмоционального развития личности.

Многие характерные особенности поведения подростков объясняются не только психологическими аспектами, но и физиологическими изменениями, которые происходят в организме в этот период. Из-за полового созревания и неравномерного физиологического развития подростковый возраст характеризуется резкими колебаниями настроения (от депрессии до экзальтации) и эмоциональной неустойчивостью.

Поведение подростков может быть просто непредсказуемым. За достаточно короткий промежуток времени они могут демонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • нежность и ласковость проявляются на фоне абсолютно недетской жестокости;
  • романтические настроения могут граничить с расчетливостью и цинизмом;
  • потребность в общении быстро сменяется потребностью уединения;
  • развязность в поведении нередко сочетается с застенчивостью;
  • излишняя самоуверенность, категоричность, безаппеляционность в суждениях может быстро сменяться ранимостью и неуверенностью;
  • на смену неуемной жажде деятельности может внезапно прийти апатия, отсутствие желания и стремления что-либо делать;
  • настойчивость и целеустремленность могут сочетаться с импульсивностью.

Пиком эмоциональной неустойчивости принято считать возраст 13-15 лет для девочек и 11-13 лет для мальчиков. При этом самые бурные аффективные реакции у подростка возникают при попытках окружающих ущемить его самолюбие.

Во многом важность этого периода заключается в возникновении ряда важнейших индивидуальных задач. Приоритетные линии развития детей подросткового возраста связаны с прохождением кризисов личности. Первый связан с отделением от родителей и приобретением самостоятельности. Второй является кризисом идентичности.

Этапы взросления

Изменения в поведении детей подошедших к переходному возрасту становятся все ярче и заметнее. Это не только внешнее изменения, но и психологическое состояние, которое, в первую очередь, пугает и практически застает врасплох неподготовленных родителей. Чтобы не пропустить этапы взросления своего чада, нужно знать временные рамки этих периодов. Их всего два.

Первый – от 10 до 13 лет.

В этом возрасте начинается гормональная перестройка всего организма. Ребенок в этот период очень часто устает и стремится к уединению. Хотя застать его дома родители практически не могут, он все время проводит в компании друзей. Это происходит потому что ребенок понимает: он взрослеет и, действуя интуитивно, пытается утвердить свой авторитет. Для этого и общается с ровесниками и поддается всевозможным провокациям со стороны других детей.

Читайте также:  Что необходимо взять ребенку с собой в бассейн

В глазах родителей это все выглядит как непослушание и неподчинение их воле. На самом деле, родителям всего-то нужно понимать, что ребенок взрослеет и у него подростковый период.

Нужно постараться не ломать и менять своего сына или дочь, а минимизировать давление и сузить круг ограничений до минимума, конечно же, в разумных пределах, не подвергая жизнь ребенка опасности. Как вариант, переключите внимание на развивающие игры.

Никакие запреты сейчас не будут восприняты, и ваш авторитет не сработает. Сейчас в авторитете друзья и товарищи. Они понимают лучше и знают, как кажется детям, больше. Ваша задача – все контролировать, но делать это так, чтобы ребенок этого особо не замечал. Тогда он будет и нервничать меньше, и поводов для конфликтов у вас тоже не будет.

Второй период – возраст 14–15 лет.

В этом возрасте гормональный фон уже выровнялся, но теперь переизбыток энергии. И ее нужно направить в нужное русло. Сделать это тоже нужно ненавязчиво, поскольку авторитет у родителей в этот период возраста пока еще на нуле, и это в лучшем случае.

Если применять силу и наказание, то можно получить обратный эффект. Ребенок начнет действовать по предложенному вами же сценарию.

Ваша задача – найти применение этой “лишней” энергии в мирном русле, развивая таланты и способности ваших мальчиков и девочек, их способности и интеллект, в связи с переходным возрастом никак не ухудшились. Вам важно заинтересовать ребенка, показать любовь и заботу. Разговаривайте с сыном или дочерью на равных, как со взрослыми. Они в пятнадцать лет уже полноценные взрослые личности, просто очень молодые и пока неопытные.

Этапы взросления

Почитать в тему: Как правильно родителям общаться с подростком

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

  1. Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
  2. Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
  3. Говорить много. Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова. С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
  4. Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
  5. Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
  6. Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы. Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом.

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.

Читайте также:  Воспитание ребенка – учимся поддерживать порядок в своей комнате

А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости. Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

Как общаться с подростком

Нужно понимать, что для подростка не столь важна возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, как признание за ним этого права родителями. Именно поэтому подростки бунтуют, когда обнаруживают несовпадение их прав с правами родителей.

Если подросток, к примеру, сомневается идти или не идти на вечеринку, то, получив от родителей строгий запрет на поход туда, он скорее примет решение «на зло», чем решит остаться дома. Подросток думает: «Почему я не могу принять решение сам, как это делают родители? Кто дал им право мною командовать?! Ведь они не спрашивают моего разрешения, когда куда-то отправляются!».

Подросток требует равенства со взрослыми, но при это продолжает нуждаться в их помощи, защите, любви. Сами юноши и девушки не осознают этого и не способны сами себе помочь.

Родителям подростка лучше придерживаться такой линии поведения:

Как общаться с подростком
  • рассказать об особенностях подросткового возраста,
  • уделить время беседе о сексе, интимной стороне жизни,
  • интересоваться жизнью подростка, но не навязчиво, без расспросов и допросов,
  • снизить контроль,
  • не прибегать к запретам, ультиматумам, шантажу и другим формам управления и манипуляции,
  • не давать навязчивых советов,
  • предоставить личное время и пространство,
  • конфликты разрешать путем обсуждения во время беседы,
  • не отвечать агрессией на агрессию,
  • спокойно реагировать на обидные слова, прощать их,
  • предоставлять самостоятельность в рамках разумного,
  • относиться к ребенку как к взрослому, не унижать его,
  • доверять, верить в него,
  • не акцентировать внимание на недостатках внешности, напротив, лучше делать комплименты,
  • не отвергать и не говорить слишком резко и негативно о друзьях подростка,
  • обращаться за советом, спрашивать мнение по поводу того, что касается быта, финансов и других семейных вопросов,
  • привлекать к обсуждению семейных проблем,
  • приходить на помощь когда подросток об этом просит,
  • показывать без слов, что в случае необходимости, готовы его выслушать и поддержать,
  • не отгораживаться и не игнорировать,
  • быть терпеливыми!

Если подростковый кризис идет по линии зависимости, родителям придется самим «отделять» подростка от себя, отучать от старых форм поведения, способствовать повышению самоконтроля и уверенности в себе, стимулировать самостоятельность и независимость.

Родителям нужно постараться быть не авторитарными, а авторитетными для своего ребенка. С детско-родительского типа отношений нужно перейти на дружбу, иначе возникнет вражда. Чтобы ребенок доверял и был открыт к общению, нужно ослабить контроль и давление и общаться с ним как со взрослым человеком.

Кризис подросткового возраста может войти в очень тяжелую стадию, когда ребенок связывается с плохой компаниям, начинает патологически врать, воровать, употреблять алкоголь, предпринимает попытки побега из дома или суицид и прочее. В таких случаях, нужно не задумываясь обращаться за помощью к психологу.

Кризис подросткового возраста, действительно, самый сложный кризис, но он является закономерным и необходимым этапом развития. Не стоит его бояться!

В помощь родителям, чьи дети переживают подростковый кризис, психологическая литература:

  1. Вадим Руденко  «Переходный возраст. Разруливаем ситуации»
  2. Анна Зубова «Мама подростка. Как пережить переходный возраст»
  3. Александра Ходосова «Переходный возраст»
  4. Наталия Дмитриева «Кризисы детского возраста. Воспитание подростков»
  5. Татьяна Авдулова «Психология подросткового возраста»
  6. Мира Киршенбаум, Чарльз Фостер «Учитесь общаться с подростком. Новый взгляд на ваши отношения с детьми. Конец конфликтам!»
  7. Юлия Лемеш «Общаться с подростком. Как?»
  8. А. Пономаренко «Как наладить отношения с подростком. 100 практических советов»
  9. Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили»
  10. Евгений Кащенко, Анна Котенева «Как говорить с детьми о сексе. Книга для родителей о том, что волнует подростка»
Как общаться с подростком

[wpsp id=»1858″]

Читайте также:  Как приучить ребёнка спать отдельно от родителей в 2-3 года и 5 лет

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

Приучение к горшку

Начинать приучение к горшку следует в 1,5–2 года. Но нужно учитывать, что развитие физиологических процессов у детей проходит неравномерно. Не нужно переживать из-за этого, постепенно каждый малыш выработает привычку ходить в туалет, просто некоторым для этого требуется больше времени.

Чего нельзя делать при приучении к горшку:

  1. того, чтобы ребенок просился на горшок всякий раз, когда хочет в туалет, нельзя. Нужно смириться с тем, что поначалу он будет забываться.
  2. Начинать приучать раньше времени. Как бы родителям не хотелось научить малыша ходить на горшок пораньше, дети младше 1,5 лет на это просто не способны. Большинство детей осваивают горшок к 2 годам.
  3. Убирать далеко горшок. У малыша должна быть возможность пользоваться горшком без помощи взрослых.
  4. Пользоваться подгузниками дома. Разумеется, подгузники удобны и избавляют от огромного количества уборки и стирки, но постоянное использование подгузников будет мешать ребенку.
  5. Ругать кроху, требуя послушания. Большинство современных горшков имеют разнообразный, привлекательный для ребенка дизайн. Они выполнены в виде игрушек, яркие и красивые — детям интересно ими пользоваться.
  6. Отвлекать ребенка, когда он занят. Если ребенок не проявляет видимого желания сходить в туалет, не нужно отрывать его от игры и усаживать на горшок насильно.

Проблемы поведения девочек в подростковом возрасте

Воспитание дочери предусматривает развитие в ней тактичности, нравственности и чувство ответственности за свою судьбу. Родителям необходимо помнить о том, что у девушки в этом возрасте заканчивается формирование женского гормонального фона и рост скелета.

Особенность физиологических процессов вызывает интерес к любви и отношениям с юношами. Маме придется разговаривать с дочкой на тему взаимоотношения полов, иначе информацию она будет черпать из других источников. Девочку следует предостерегать о последствиях раннего начала половой жизни, мама в данном вопросе способна стать лучшей советчицей, чем подруги.

Как правильно воспитывать девочку, чтобы не утратить ее доверие и избежать проблем с излишней свободой, родителем следует решить с учетом особенностей характера и типа личности дочери. Доверительные отношения дают возможность девушке гармонично развиваться и не получить жестоких жизненных уроков.

Малышу месяцев: что он умеет

Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!

Физическое развитие

  • Самостоятельно стоит;
  • Хорошо ходит за одну руку;
  • Делает первые шаги;
  • Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
  • Приседает без опоры.

Психоэмоциональное развитие

  • Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
  • Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
  • Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
  • Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
  • Пытается сам себя кормить с ложки.

Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.