Развитие памяти — эффективные способы тренировки

Вы несколько раз повторили полуторагодовалому малышу, что нельзя рисовать на стенах, а он продолжает это делать? Не спешите обвинять кроху в упрямстве или плохом поведении. Он мог просто забыть вашу просьбу. Чтобы запомнить указание, малыш должен хорошо понимать лексику, которую вы используете.

Особенности развития памяти у детей

Возрастные периоды у детей отличаются целым рядом особенностей. Ребенок, который ходит в детский сад,   зачастую не способен держать под контролем свои чувства и эмоции. Почти всегда он говорит все, что думает на данный момент, абсолютно не заботясь о том, как на его слова могут отреагировать окружающие люди.

У детей дошкольного возраста память работает в совершенно другом формате, нежели у взрослых и имеет следующие особенности:

  • Непроизвольная память. Эта особенность отличается полным отсутствием какого-либо контроля над самим процессом запоминания. Причиной этому является то, что у ребенка чувства преобладают над разумом. По сути, всеми их действиями руководят эмоции, среди которых нет места холодному расчету. Дети не будут заставлять себя делать что-либо, если не испытывают искреннего желания. Непроизвольная память представляет собой процесс восприятия только той информации, которая вызывает в ребенке яркий интерес. Он не рассматривает получаемую информацию с точки зрения ее полезности в будущем. Он не проявит интерес к литературным шедеврам известного и почитаемого автора, зато веселый стишок малоизвестного поэта будет принят с восторгом. Причиной тому служит именно интерес. Именно поэтому для наилучшего запоминания рекомендуют выбирать информацию, которая будет вызывать в ребенке яркие впечатления.
  • Эмоциональная составляющая. Отдельной особенностью памяти дошкольников является эмоциональная окрашенность. В силу того, что у детей чувства и эмоции преобладают над разумом, то и закрепляется в памяти лучше та информация, которая имеет положительный эмоциональный отклик. Ребенок всегда будет отвергать тот материал, который воспринимается им как негативный или нейтральный. В какой-то степени подобную реакцию можно назвать защитной, дети просто оберегают себя от потенциально травмирующих эмоций.

Важно Помните, что дети дошкольного возраста имеют очень подвижную память, огромный интерес к окружающему миру и потребность в ярких эмоциях. При грамотном подходе к развитию памяти, вы сможете помочь своему чаду добиться нереальных успехов.

Запомните клички животных

У вас есть 30 секунд, чтобы запомнить этих животных и их клички. По истечении этого времени закройте картинку и постарайтесь продемонстрировать волшебство своей памяти, назвав животного и его прозвище.

Если вы затруднились выполнить задачу, значит ваша память кричит SOS. Найти способы улучшить память несложно, если разобраться, как она работает. Во время выполнения упражнения в вашей голове происходили такие процессы:

Запомните клички животных
  • запоминание;
  • хранение;
  • воспроизведение и узнавание;
  • забывание.

Не переживайте, забывание – это естественный процесс, который происходит с неактуальной информацией. Мозг постепенно перестаёт узнавать те факты и знания, которые давно не использовались. Поэтому, если хотите помнить какие-либо важные вещи – по учёбе, работе или из жизни семьи, освежайте эти знания, актуализируйте информацию.

Но можно ли запоминать и хранить знания так, чтобы помнить их долго? Учёные выяснили, память делится на кратковременную и долговременную. Нам сказали номер телефона, мы повторили его про себя, одновременно разыскивая телефонную книжку, – мы его помним. Но вот номер записан – и его можно благополучно забыть. 20 секунд и ограниченное количество знаков – вот и всё. Поэтому не ругайте себя, если не можете вспомнить новое слово или название, услышанное полчаса назад. Кратковременная память устроена так, что для неё это огромный срок. Но можно прокачать эти навыки и улучшить память, убеждён Анхельс Наварро.

Классификация видов памяти

Память классифицируют по разным признакам. Рассмотрим основные из них.

По продолжительности

Классификация видов памяти

Это критерий, определяющий, как надолго информация задерживается в мозге. Выделяют следующие виды памяти:

  1. Оперативная. Это поверхностная и непродолжительная память. Ее еще называют рабочей. На этом уровне запоминания срок хранения информации ограничивается периодом ее использования. Например, чтобы понять, о чем это предложение, вы запоминаете значения слов, написанных в нем. Дочитав предложение до конца, вы уже не сможете воспроизвести его дословно, а передадите своими словами. Так, как поняли сами. Самое интересное, что мозг даже не стремится запоминать эту информацию. Однако объем оперативной памяти можно увеличить с помощью тренировок.
  2. Сенсорная. Первая ступень в процессе запоминания информации. Она относится к физиологическому уровню, поскольку запоминает сигналы, поступающие от органов чувств. Информация хранится не дольше 4 секунд. Самыми известными видами сенсорной памяти являются слуховая и зрительная. Лишь незначительная часть информации, принимаемой с помощью слуха или зрения, привлекает наше внимание. Но когда это происходит, то она уже переходит со стадии сенсорной памяти на уровень кратковременной.
  3. Кратковременная. Этап запоминания, на котором начинается сознательный процесс обработки информации. На этом уровне информация, которая нас заинтересовала, хранится не дольше 30 секунд. За это время мозг обрабатывает полученные данные и определяет степень их важности. Важная информация дублируется, а ненужная – удаляется. В кратковременной памяти вмещается не более семи не связанных между собой элементов. Чтобы запомнить такую информацию на длительный срок, необходимо сосредоточиться на ней и несколько раз повторить. Иначе она будет замещена другими данными.
  4. Долговременная. Этот вид памяти характеризуется огромным объемом и практически неограниченным сроком хранения. Чтобы информация дошла до этого этапа, ее необходимо осмыслить, детально проанализировать и провести ассоциации с уже имеющимися сведениями. Простое заучивание здесь не поможет. Но даже если вы запомнили информацию правильно, ее может быть непросто извлечь из долговременной памяти, потому что она редко используется.
Читайте также:  Этапы развития малыша: что стоит знать родителям

По психическим процессам

В мозг информация поступает через различные каналы. В зависимости от этого выделяют следующие виды памяти:

Классификация видов памяти
  1. Образная. Наибольший объем информации хранится у нас в виде образов, полученных посредством органов чувств. Здесь различают зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и вкусовую память. Этот вид памяти первый, который начинает работать еще у новорожденных. А еще встречаются случаи запоминания информации с феноменальной точностью, вплоть до малейших деталей. Такую особенность запоминания называют фотографической памятью.
  2. Двигательная. Она относится к одним из самых древних способов запоминания информации, возникших в процессе эволюции. Моторная память играет очень важную роль, причем не только в спорте. Без нее ребенок не сможет научиться ходить, бегать, прыгать, рисовать, а взрослый человек даже чаю себе не нальет.
  3. Эмоциональная. Этот вид памяти активизируется, когда мы испытываем сильные чувства, яркие эмоции. Первая любовь, рождение ребенка, горечь обиды, радость от встречи после долгой разлуки с близкими и т.д. Такая информация всегда носит ассоциативный характер. Поэтому достаточно появиться какой-то маленькой детали, чтобы мы снова окунулись в этот водопад давно пережитых эмоций. Правда, они уже никогда не достигнут той первоначальной силы.
  4. Словесно-логическая. Это самый молодой вид памяти. Он присущ исключительно человеку, поскольку носит осознанный характер. Мы запоминаем информацию не как набор звуков или символов, а как осмысленный фрагмент. Именно этот вид памяти требует для своего улучшения целенаправленной тренировки.

Игры для развития памяти

Мы выбрали игры, которые помогут развить все виды памяти малыша – зрительную, слуховую и даже моторную.

«Мемори» или «Парные картинки»

Мы будем удивлены, если вы не знаете эту игру – существует бесчисленное количество готовых наборов карточек, и есть они, наверное, в каждой семье. Наконец, для «Мемори» можно использовать обычные игральные карты.

Суть игры проста: нужно открыть сразу две карточки с одинаковыми изображениями. Одновременно могут быть открыты только две карточки – если изображения на них различаются, то их снова переворачиваем рубашкой вверх.

Игра хороша как для одного игрока, когда счет ведется по времени или числу ходов (на это рассчитаны компьютерные версии), так и для двух игроков и даже целой компании – пары карточек вскрываются по очереди.

Примечание: не торопитесь выкладывать перед малышом весь набор карточек, начните с трех пар!

«Робот»

Ребенок играет роль робота, а вы – конструктора. Ваша задача – провести «робота» по определенному маршруту, проделывая при этом разные движения: прыжки, приседания, хлопки… Например: «Три шага вперед. Шаг влево. Три приседания! Два приставных шага вправо», – и т.д. Затем участник должен повторить этот маршрут самостоятельно, в той же или обратной последовательности.

Примечание: если хотите сделать игру не только полезной, но еще и веселой, то периодически устраивайте на пути «запрограммированного робота» препятствия. Развитие памяти хорошо сочетать с импровизационной игрой!

«Ассоциации»

Ваша задача – назвать какой-либо предмет, а ребенок должен назвать как можно больше слов по этой теме. Например: «Кошка!» – «Мышка, лапы, усы, миска….» Это не только развивает память, но и учит ребенка искать логические взаимосвязи и систематизировать информацию.

Примечание: есть и другая версия игры, когда вы называете два предмета, никак не связанных между собой. Например, «фонарь-снег», «лекарство-кружка». Ребенку необходимо придумать, как эти предметы могут быть связаны, можно даже сочинить историю их «взаимоотношений». Скажем, лекарство можно налить в кружку, или оно стоит на тумбочке рядом с кружкой чая. Кажется, что эта игра никак не связана с развитием памяти, но на самом деле малышу придется удерживать внимание сразу на двух «сюжетных концах»: рассказывая о снеге, постоянно помнить о фонаре.

«Цепочки»

Хорошая игра для большой группы детей, ее часто используют воспитатели детских садов. Ведущий называет какое-либо слово, например, название животного. Первые ребенок повторяет его и добавляет нового зверя, второй наращивает цепочку, и так далее. «Кошка. Мышка. Собака. Заяц. Лось…»Кажется, что такая цепочка не может быть длинной из-за сложности в запоминании, но поскольку слова цепочки многократно проговариваются, то эта цепочка часто достигает длины в полтора десятка слов.

Примечание: можно играть с ребенком и вдвоем, добавляя слова по очереди. Если они относятся к одной группе (животные, цветы, посуда), то это плюс к общему развитию, ну а хаотический набор слов развивает память.

«Портрет»

Еще одна игра для большой компании дошкольников, которая не раз выручит вас на детском празднике. Выбирается ведущий и один участник. Ведущему дается время, чтобы запомнить облик участника. Затем он отходит от участника на несколько шагов и отворачивается. Задача ведущего – назвать все цвета, присутствующие в одежде участника. Если он называет неверный цвет, то участник делает шаг навстречу ведущему. Если участник находится перед ведущим на расстоянии вытянутой руки, то просто касается плеча, что означает его победу.

Примечание: можно придумать множество вариаций такой игры для пары мама-ребенок. Например, запомнить предметы, находящиеся на столе. Называя правильный предмет, ребенок делает один шаг по направлению к маме. Задача – встретиться с мамой!

Читайте также:  Они идут! Все, что нужно знать родителям о прорезывании зубов у детей

Игры для развития памяти ребенка

Разработаны специальные игры для развития памяти ребенка. Конечно, если ребенок развивается нормально, то можно не нагружать его игровой процесс обучающими моментами. В большинстве случаев ребенку вполне достаточно активного общения с родителями и ровесниками. Но в любом случае такие игры будут полезны каждому малышу, тем более что они придутся по душе, как самому крохе, так и родителям. Примерно с десятимесячного возраста рекомендуется играть с ребенком в простейшие игры на развитие внимания: «где мама?», «найди игрушку» или «что пропало?». С малышом после года можно играть в повторялки, когда кроха имитирует все действия мамы и повторяет, сказанные ею предложения. Такие нехитрые игровые упражнения способны существенно увеличить интеллектуальный потенциал ребенка.

Итак, вот несколько основных игр для развития памяти ребенка:

  • Найди пару. Данная игра требует некоторой подготовки, следует изготовить 10 пар карточек с любыми картинками. Для ребенка разного возраста можно изменять тематику картинок: предметы обихода, животные, овощи и фрукты, буквы и пр. В начале игры на стол выкладывают все карточки тыльной стороной вверх и поочередно открывают по одной паре карточек. При совпадении картинок, открывший игрок забирает карточки себе, а при несовпадении – кладет карточки на прежнее место. Победителем оказывается тот, кто откроет большее количество парных карточек. Цель игры – запоминание расположения ранее открытых картинок. Подобные игры есть сегодня и в компьютерной версии, но для маленького ребенка предпочтительнее реальные игры.
  • Исправь ошибку. Прочитав или рассказав ребенку какую-либо сказку, предложите рассказать ее еще раз, специально допуская ошибки. Ребенок должен замечать неточности и исправлять их.
  • Кто где сидел? Ставится стул посередине комнаты, на который усаживают несколько игрушек. Игрушки отправляются на прогулку и по возвращении не могут вспомнить, на каком месте они сидели. Ребенок должен воспроизвести их первоначальное расположение.
  • Что пропало? Данную игру можно проводить в различных вариациях, главное запомнить принцип: перед ребенком располагаются определенные предметы, он должен посмотреть на них, запомнить и отвернуться, а в это время взрослый убирает один предмет. Задача ребенка определить, что именно исчезло и на каком месте оно находилось.

Развитие памяти ребенка до феноменального уровня

Феноменальная память — свойство, которое присуще исключительно развитому человеку с анальным вектором. Именно эти люди испытывают глубокое удовлетворение в запоминании большого объема информации, раскладывая полученные знания по полочкам в своей памяти, а потом используя эти знания при необходимости. Только обладатели анального вектора способны стать настоящими эрудитами, особенно если в сочетании с анальным вектором имеется еще и зрительный.

Это именно те дети, которые становятся победителями школьных олимпиад, выпускниками с золотой медалью, а в будущем получают несколько высших образований. Их часто называют “ходячая энциклопедия”, ведь именно им под силу легко перечислить по порядку все династии русских царей или знать наизусть столицы стран мира. Кроме энциклопедических знаний, обладатели анально-зрительной связки имеют отличительное свойство запоминать детали: “Я помню, какое платье было на ней десять лет назад…” — это про них.

Чтобы развить память у ребенка с анальным вектором до феноменального уровня, необходимо приучить его к чтению. Такого ребенка не стоит часто переключать с одной деятельности на другую, нельзя его отрывать,дергать при выполнении домашних заданий, не нужно торопить. Ему может понадобиться больше времени на запоминание какого-то материала, но будьте уверены: если этот процесс завершен без прерывания, то материал ребенок усвоит на всю жизнь.

Что такое память и запоминание

Запоминание — это процесс сохранения в памяти новой информации. Память включает в себя и процесс запоминания, и воспроизведения, и систему повторения. Запоминаем мы абсолютно все без исключений, вот только воспроизвести это самое «все» можем далеко не всегда.

Фоновое запоминание предполагает запоминание естественным образом. Оно не требует ни сил, ни осознанных усилий и хорошо хранится в том объеме, в каком у нас натренирован этот механизм. Фоновое запоминание тренируется попытками  восстановить происходящее детально и подробно. Для этого как можно чаще вспоминайте ту информацию, с которой работали.

Старайтесь вспоминать, что конкретно было написано в электронных письмах. Если вы помните, что письмо было структурированным, попытайтесь вспомнить, сколько там пунктов и о чем они.

Так вы настроите фильтры восприятия мозга на то, что любая информация может потребоваться для воспроизведения. И, соответственно, хранение и доступ к этой информации будет организован на более высоком уровне.  

Что такое память и запоминание

Чтобы тренировать этот вид запоминания, советуем вести дневник и практиковать упражнение «Перепросмотр». Для этого перед сном потратьте время не на пролистывание ленты в соцсетях, а на восстановление прожитого дня в мельчайших подробностях (например, завтрак, варка кофе, звонок родителям, поиск ключей от машины). Не пропускайте элементы дня, даже если сначала будете тратить много времени. Как только процесс пойдет быстрее, усложните задачу: вспоминайте день наоборот. 

Зубрежка — еще один способ запоминания, при котором мы нарабатываем нейронные связи за счет многократного повторения материала. Зубрить эффективнее, чем надеяться  на фоновое запоминание. Вот только зубрежка — очень скучное занятие и плодит негативные эмоции, поэтому тренировать этот способ мы не рекомендуем ни в каком виде. К счастью, есть более интересные способы для тренировки запоминания. 

Ассоциативное запоминание — осознанное формирование ассоциаций или мнемотехника. Этот способ мы рекомендуем и практикуем с нашими студентами. Запоминание через ассоциации полезно для развития памяти, тренирует воображение и позволяет тренироваться быстро и интересно. Об этом будем говорить дальше.

Читайте также:  Как легко научить ребенка читать по слогам: важные советы

Unsplash

Как укрепить память ребенка

Психологи утверждают, что в большинстве своем дети обладают хорошей памятью, развить же ее – задача взрослых. Если родители стали замечать, что ребенок плохо запоминает информацию, следует разобраться в причинах:

  1. Нет интереса к запоминанию или отсутствуют способности сохранять информацию. Развивать память у ребенка следует, используя приемы и методы, индивидуальные для каждого возраста.
  2. Заболевания, связанные с перенесенными стрессовыми ситуациями (переезд, развод или смерть близкого человека), недосыпанием и переутомлением, серьезным умственным перенапряжением.
  3. Гипоксия мозга из-за нарушения мозгового кровообращения. Это бывает связано не только с серьезными заболеваниями, но и с неправильным или неполноценным питанием, анемией, авитаминозом, отсутствием прогулок на свежем воздухе.

Если существуют значительные проблемы с концентрацией внимания, ребенок не запоминает даже недавно произошедшие события, следует как можно раньше показать его врачу (психологу, неврологу). Проведя определенные тесты, врач даст заключение и рекомендации родителям. Возможно, понадобится прием витаминных препаратов или медикаментозное лечение.

Что надо знать о физиологии памяти? Чем отличается память до лет и после?

Да, все дело в физиологии. Помните? До 3 лет ребенок был таким любознательным, ему все было интересно, мог запомнить огромное стихотворение, даже поэму, и читал его с удовольствием.

А как сочинял! Куда же все это пропадает с возрастом?

До 3 лет память ребенка сравнивают с губкой, которая все впитывает. Происходит накопление знаний, впечатлений всеми системами организма.

Ребенок в этот период использует совсем другие отделы мозга для запоминания, чем взрослые, у него имеется совсем другой потенциал.

В его мозге заложено огромное количество связей на все случаи жизни, которые в последствии у взрослого человека исчезают. Это пропажа составляет в некоторых ядрах мозга до 75%. Это, конечно, не делает нас умственно отсталыми)

У ребенка до 3 лет имеются связи между различными участками коры головного мозга. Так слуховая и зрительная память работают в унисон и дополняют друг друга.

Это обеспечивается связями между зрительной и слуховой корой. Любой звук может порождать у них цвет, а цвет превращаться в звучание. Это явление называется синестезией.

Эксперимент с гениальными людьми

В Англии проводили эксперимент, где исследовали людей, обладающих феноменальной памятью. Так вот, оказалось, что очень большая часть из 52 человек имеют синестезию.

Способность «слышать» цвет или, например, они слышат звук и одновременно идет ассоциация с буквами, а запах порождает тактильные ощущения.

Мозг детей до 3 лет изначально настроен так же, он универсален и может многое. И, конечно, важно использовать это время для закрепления удивительных связей.

Что необходимо делать с рождения, чтобы не упустить время, читайте нашу статью Методика Макото Шичида для детей. Как же все таки заниматься по ней занятым мамам? (ссылка откроется в новом окне).

Что же происходит потом?

Ненужные нейроны, которые не были включены в прочные связи, постепенно отмирают за ненадобностью. После 3-4 лет с ребенком, с которым специально не занимались, сложно выучить простое четверостишье, против целой поэмы до 3 лет.

Совсем другие структуры мозга становятся ответственными за память. У малышей память включается на неожиданное, новое, интересное, им чем ярче, тем лучше.

Это особенности развития памяти этого возраста — она непроизвольная.

Но поскольку мозг ребенка продолжает развиваться, то и структуры мозга, отвечающие за память у ребенка с 4 до 5 лет, не будут иметь решающего значения для оценки его памяти в будущем.

Только к 6-7 годам начинает развиваться память коры головного мозга, произвольная память, которой будет пользоваться ребенок в дальнейшем.

Произвольная память — это когда для запоминания ребенком применяется волевое усилие, воля.

Хорошо бы к этому возрасту вы уже начали с ним заниматься развитием памяти.

Если ваш ребенок еще дошкольник, то все рекомендации по развитию памяти находятся здесь: Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста — лучшие игры и упражнения (откроется в новой вкладке) и

44 лучшие игры на внимание и память детям от 4 до 6 лет вы найдете здесь (откроется в новой вкладке).

Но если этого не произошло, не печальтесь. Никогда не поздно развивать память ребенку, и взрослому тоже. Но что же нужно делать? С чего начать, куда бежать?

Ребенка следует начинать учить чтению

Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки.

Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М — муравей, Я — яблоко, и т. д. А еще можно над каждой картинкой написать соответствующую букву и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок назвал эту букву. Такие занятия очень нравятся детям.

Для чтения вслух выбирайте яркие, красочные книжки с интересными сюжетами. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог «читать» вместе с вами. Это очень важно с точки зрения развития интереса к процессу чтения, не говоря уже о том, что эмоционально сближает вас друг с другом.