Следите за ладошками. Педиатр — о правильном развитии малыша

По мнению многих ученых интеллект передается ребенку через гены его матери. Чтобы малыш активно развивался, важно учитывать не только наследственность. Будучи молодыми родителями, вам нужно уделить особенное внимание следующим факторам:

Как малыш развивается с момента рождения до месяца

  • на 10-12 день может фокусироваться на окружающих вещах;
  • на 11-13 день дает реакцию на резкие и громкие звуки (мигает, вздрагивает);
  • с 20 дня в памяти начинают откладываться образы неподвижных предметов;
  • к концу 1 месяца младенец начинает улыбаться.

В первый месяц жизни малыш только начинает адаптироваться. В первые дни ребенку предстоит проделать большую работу, чтобы перестроить работу своего организма. На протяжении 9 месяцев он жил в водной среде, где ему было тепло, и он был обеспечен необходимыми питательными элементами. Теперь ему придется самостоятельно дышать, поддерживать систему теплообмена, научиться кушать молоко из маминой груди.

На это будет уходить много энергии, поэтому в первые 30 дней ребенок очень много времени спит и часто ест. Для младенца сон играет одну из главных ролей: во сне он растет, организм приспосабливается к новой обстановке. На сон в среднем уходит 20 часов.

Чем больше родители будут уделять времени своему ребенку, тем больших успехов он достигнет

За первый месяц масса тела увеличивается на 500-600 г, а в росте прибавляется 2-3 см.

Раннее развитие: «за» и «против»

Педагоги, педиатры, психологи и опытные родители разделились на два лагеря. Одни — за применение методик в семейном воспитании, другие безоговорочно против. У обеих сторон достаточно веские аргументы, поэтому вас самим придется решать, следовать ли вам популярным педагогам или ждать, когда младенец сам начнет осваивать необходимые навыки.

«Против»

  1. Малыш сам научится всем требуемым навыкам, когда придет время, поэтому не нужно торопить природу.
  2. Раннее развитие может нанести вред младенцу, вмешиваясь в естественный ход его формирования и адаптации.
  3. Большинство методик построено на интеллектуальном и физическом развитии крохи, но при этом они оставляют «за бортом» эмоции, социализацию и психику грудничка, поскольку на темпы их развития повлиять никак нельзя. У подросшего ребенка со временем накапливается дисбаланс между умениями и психо-эмоциональной сферой, который может помешать ему общаться с другими детьми и осваиваться в коллективе.
  4. Только комплексное и ежедневное следование методикам позволит вам добиться хороших результатов, а это — тяжелая и долгая работа с ребенком, требующая большой теоретической подготовки. Кроме того, такое обучение требует полной вовлеченности хотя бы одного из родителей, а ведь мамам, как правило, нужно работать.
  5. Упор на интеллектуальное развитие лишает ребенка детства, вместо того, чтобы постепенно познавать мир и свойства предметов на собственном опыте и играть, малыш вынужден учиться по картинкам и карточкам чтению и счету.
  6. Пожалуй, самый главный аргумент противников раннего развития — это несвоевременность полученных знаний. Зачем двухлетнему ребенку уметь читать, если его мозг не готов еще перерабатывать слова в образы, и к чему четырехлетнему крохе знать наизусть таблицу умножения? Полученные знания в итоге «законсервируются» до того, момента, когда пригодятся ему в школе, и таким образом дитя все равно интеллектуально сравняется с обычными ровесниками.
  7. Даже если ваш ребенок пойдет до конца и будет продолжать развиваться прежними темпами, это грозит ему проблемами с социализацией. Чрезмерно умных детей не любят и не принимают в обществе.

«За»

  1. Наш мир постоянно изменяется, и, чтобы ребенок успевал осваивать необходимые знания, его нужно развивать с младенчества.
  2. Последователи раннего развития считают, что не отнимают детство у малышей, а отнюдь, делают его насыщенным и разнообразным. Методики не призывают заменить простые игры на обучающие занятия, наоборот, они сливают эти виды деятельности воедино, и малыш получает образовательные прогулки и развивающие игры.
  3. Расширенные методики, всесторонне развивающие кроху, позволяют выявить у малыша яркие склонности к определенным занятиям, чтобы в дальнейшем развивать именно их.

Методики раннего развития: говорим ли мы об одном и том же?

Когда речь заходит о раннем развитии, то чаще всего мы имеем в виду некие неординарные спортивные, творческие или интеллектуальные навыки, которыми по нашему мнению, ребенок может и должен овладеть в самом раннем возрасте, насколько это вообще возможно.

Желательно, чтобы он вообще на свет рождался уже с дипломом о среднем образовании и биркой, указывающей в какой именно области сей ребенок — будущий гений…

Но поскольку испокон времен и по сей день подобный багаж к рождению ребенка, увы, так и не прилагается, разные толковые и талантливые педагоги придумали всевозможные методики для раннего развития детей.

Важно, чтобы вы понимали: методики раннего развития (и мы не устанем это повторять) — это не «открывашки», которые «раскрывают» личность вашего малыша, словно консервную банку, обнажая перед вами все его одаренности, способности и таланты. Нет, отнюдь!

Прежде всего, все без исключения методики раннего развития нацелены на то, чтобы помочь вашему малышу как можно быстрее и органичнее «влиться» в структуру окружающего его мира, понять ее, «подружиться» с ней, научиться извлекать из нее пользу для себя. Одним словом, они учат детей быстро и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего мира, да еще так, чтобы самим детям при этом было познавательно, весело и нескучно.

Читайте также:  Можно ли прыгать на батуте пожилым людям?

И лишь некоторые из методик сообщают, что на общем фоне гармоничного развития детской личности начинают проявляться его неординарные способности в той или иной области: искусств, точных наук, некоего прикладного мастерства и т.д.

Как развить ребенка правильно?

Методы развития малышей до 1 года

Чтобы ребенок не отставал от своих сверстников, вам необходимо заниматься его развитием с раннего возраста. Первый год жизни карапуза является очень важным для него, ведь именно в этот период вы можете начать формирование его интеллекта. Кроме основных обязанностей (питания, сна, регулярных прогулок, поддерживания чистоты в доме), которые должен получить малыш, вам необходимо отдать ему всю свою любовь.

В таком возрасте детки привыкают к маме или тому человеку, который его воспитывает, поэтому их нельзя оставлять самих на долгое время. До 1 года карапузы учатся сидеть, ходить, ползать, говорить. После полугода они начинают познавать все то, что их окружает. Чтобы дитя активно развивалось в этом возрасте, вам необходимо выполнять следующее:

  • читать книги (стишки или сказки);
  • разговаривать с ребенком;
  • обучать его разным звукам, которые издают животные;
  • называть и показывать части тела и лица.

Как развить детей возрастом от одного до трех лет?

Если возраст вашего карапуза составляет от 1 до 3 лет, то вы должны понимать, что именно в этот период он познает мир. Чтобы развить ребенка, вам нужно не только гулять с ним и показывать все то, что его окружает.

Для этого следует приобрести конструкторы, мозаику, простые пазлы и другие развивающие игры. Кроме того, вам нужно читать ребенку сказки и стишки. Весьма популярными сейчас являются развивающие книжки с магнитами, пазлами, звуками и т.д. Ни один малыш не откажется от изготовления вместе с родителями интересных поделок из пластилина, кинетического песка, искусственного теста. Выполнение данных действий принесет удовольствие не только карапузу, но и вам.

Развитие деток дошкольного возраста

В возрасте 3-6 лет карапузы уже посещают детский сад. В данных учреждениях их развитием занимаются воспитатели, но это совсем не значит, что вы в этот период можете расслабиться. Ребенку в этом возрасте нужно читать сказки. Кроме того, с ним следует выучить несколько простых стишков. Не забывайте и о игрушках!

Весьма кстати в этот период будут пазлы, мозаика, конструкторы и другие развивающие игры.

Чтобы развить творческие способности, вам следует приобрести для своего малыша то, чем он любит заниматься. К примеру, если карапузу нравится петь, купите ему детский синтезатор.

Юным музыкантам вы также можете приобрести игрушечную гитару, барабаны и т.д. Играя вместе с ними, вам удастся развить слух и голос малыша. Чтобы ребенок развивался, вам стоит создавать вместе с ним интересные поделки.

На четвертом или пятом году жизни вы должны начинать подготовку к школе. Для этого вам нужно научить свое дитя писать, читать, считать. Не забывайте о том, что ребенок должен уметь общаться с остальными детьми.

Не отдаляйте его от них! Чтобы развить у него коммуникативные навыки, вам следует приучить карапуза к посещению детского сада. Если по каким-либо причинам он не учился в данном заведении, тогда отдайте его на подготовительные курсы. Он обязательно познакомится со своими сверстниками и найдет в ними общий язык.

Как развивать школьников?

Если ваш ребенок уже начал обучение в школе, вам следует уделить внимание его воспитанию. В этом возрасте дети зачастую отстаивают свою правоту криками, слезами и истериками. Вам не стоит из-за этого регулярно их наказывать, но и поощрять такие действия также не рекомендуется.

Ребенку в этом возрасте с целью активного развития следует посещать не только школу, но и разнообразные кружки. Не допускайте того, чтобы ваше чадо все время проводило за телевизором или компьютером! Следите за его интеллектуальным развитием!

Для этого вам следует регулярно интересоваться способностями ребенка у классного руководителя и выполнять вместе с ним домашние задания. Чтобы у него не пропал интерес к учебе, поощряйте свое чадо и делайте с ним уроки в игровой форме.

Редакция «»

Физическое развитие

В 7-8 лет малыш должен обладать следующими физическими навыками:

  • Бег. Ребенок должен уметь бегать медленно, с ускорением, быстро, меняя скорость движения. Уметь бегать быстро на короткие дистанции, медленно на длинные (500м). Мальчики и девочки должны освоить навык бега с высоко поднятыми коленями, на носочках, с широким шагом, с подпрыгиванием. Во время движения уметь перепрыгивать небольшие препятствия, не сбавляя скорость, менять направление движения без снижения темпа;
  • Прыжки. Уметь прыгать на 1 и 2 ногах вперед, вверх, в стороны, через небольшие препятствия;
  • Лазать. Уметь лазать вверх и вниз по лестнице, радуге, канату, веревочной лестнице;
  • Висеть на руках. Повиснув на перекладине, уметь оторвать одну руку и провисеть на второй несколько минут, вернуть руку в прежнее положение. Повиснув на турнике, приподнимать свое тело минимум до половины длины руки, чтобы плечо и предплечье были в положении 90 градусов относительно друг друга;
  • Ползать. При необходимости проползти на четвереньках, по-пластунски под предметом или натянутой веревкой;
  • Наклоняться вперед, в стороны. Во время упражнения “наклон вперед” дотягиваться пальцами рук до пола;
  • Приседать. Выполнять приседание, не отрывая пятки от пола, сохраняя спину прямой, не терять равновесие во время упражнения;
  • Ездить на велосипеде, роликах, коньках;
  • Игры в бадминтон, настольный теннис, мяч.
Читайте также:  Детский конфликт: как вести себя родителям обидчика и обиженного?

Польза или вред?

Зависит от поведения родителей. Амбициозные мамочки, чьи действия направлены исключительно на создание образа «самого-самого-самого», несомненно «перегнут палку» и достигнут обратного эффекта. Заставляя и принуждая, вы ничего не достигнете. У ребенка появится отвращение к процессу обучения, инертность и отторжение самого процесса получения знаний. Дети растут играя, поэтому обучение должно быть непринужденным. То есть превратиться в развитие.

Известно, что если родители не обращают внимания на малыша, не читают и не разговаривают с ним, то процесс интеллектуального роста останавливается в самом раннем возрасте. Это пагубно влияет на формирование нейронных связей в мозгу – для них просто нет питательной среды в виде новой информации. Ведь мозг еще не способен самостоятельно осознать полученные образы.

Где же золотая середина? В общении. Коммуникации в семье, на детской площадке, с друзьями – все это является частью естественного развития. Если вы хотите идти дальше – занимайтесь. Главное, расширить познавательный круг. Мы живем в статичной однообразной среде – одна и та же квартира/дом, площадка, дорога до магазина, редкие путешествия. Как раз на этот случай и были разработаны лучшие методики и развивающие игры. Разноцветные карточки, яркие книжки, настольные игры для самых маленьких – все это раздвигает рамки и рождает познавательный интерес. В том, чтобы учить читать с младенчества нет ничего плохого. Просто нужно знать меру и не упираться, если буквы никак не складываются в слова. Помните, что рождается личность со своими индивидуальными способностями. У одних и тех же родителей старший сын склонен к иностранным языкам и уже в три года знает наизусть массу английских песен и способен сочинить целую повесть, а младшая дочка никак не научится читать, зато с легкостью считает, а закон всемирного притяжения для нее является чем-то естественным, как зеленые листья и синее небо.

Находите в детях то, что дается им легче и развивайте это направление. Не забывайте понемногу внедрять и то, что дается с трудом. Но без агрессии и принуждения.

Развиваем осязание

Старайтесь развивать тактильную чувствительность ребенка – это очень полезно для развития мелкой моторики. Давайте ребенку прикоснуться к самым разнообразным материалам, четко называя их – это мамина шелковая блузка, а это – шершавая кирпичная стена. Пусть вашему малышу в руки попадают не только стандартные пластмассовые погремушки! Можно трогать (кстати, не только ручками, но и ножками!) ствол дерева, полированный письменный стол, различные ткани – от нежного шифона или гладкого атласа до грубоватой рогожки, бархатистого велюра. Из тканей различной фактуры можно сшить целое лоскутное одеяльце или мягкий кубик. Для разнообразия тактильных ощущений на него можно пришить пуговицы, бусины, сделать объемные аппликации из других тканей.

Очень любят малыши и самодельные погремушки. Принцип их изготовления очень прост. Сначала нужно найти подходящий полый пластмассовый корпус небольшого размера (это может быть колпачок от фломастера, коробочка от киндер-сюрприза, маленькие пузырьки из-под лекарств или баночки из-под крема, футляры от фотопленки и пр.). Заполняем наш контейнер каким-нибудь гремящим или шуршащим наполнителем (подойдут различные крупы, бисер, пластмассовые шарики и пр.), а теперь обтягиваем будущую погремушку кусочком ткани и крепко-накрепко зашиваем.

Другой вариант – не обтягивать контейнер тканью, а обвязать крючком, используя пряжу разных цветов и фактуры. Желательно, чтобы цвет и звук находились в некотором соответствии друг с другом: например, если контейнер заполнен звонкими монетками или металлическими скрепками, обшивка пусть будет яркой, а если погремушка негромко шуршит рисом, к ней больше подойдет «одежка» бледных, пастельных тонов. К погремушке можно пришить ленточки или петельки для подвешивания.

Тактильная чувствительность развивается и во время массажа, особенно если не ограничиваться традиционным поглаживанием и растиранием, а использовать для массажа различные материалы – легко погладить нежное тельце перышком или пушистым мехом, похлопать по нему плотной губкой, покатать массажным резиновым ежиком с «иголками». Для ребенка это будут новые ощущения от прикосновения к вещам, что в свою очередь развивает активность и стремление к новым впечатлениям.

А весной можно выходить на улицу и смотреть, как распускаются почки. Малыш погладит их своими крошечными пальчиками и потеребит только что появившиеся клейкие листочки. Наверное, это не только развитие мелкой моторики, это еще и прикосновение к новой жизни.

Яркая и легкая

— Какие игрушки все же хороши для первых месяцев жизни малыша?

— Игрушки для самых маленьких должны быть яркими, чтобы ребенок мог концентрировать внимание, со звуком не слишком громким, чтобы не испугать ребенка. При этом игрушки не должны быть сложными и очень тяжелыми, чтобы малыш мог их держать и ими манипулировать. У ребенка в первые месяцы жизни развивается слуховое и зрительное сосредоточение. Он должен что-то слышать, что-то видеть, что-то осязать. Но будет ли это модная игрушка из магазина или мешочек с гречневой крупой, на который бабушка пришила пуговицу, разницы нет. Нельзя сказать, что дети с такими разными игрушками будут по-разному развиваться. Ребенку постарше можно давать игрушки, где есть функциональные части с разными кнопочками, ручками, на которые можно нажимать, поворачивать. Для детей старше полутора лет хороши мозаики, конструкторы, где можно проявить творческие способности. Все игрушки должны соответствовать возрасту малыша. Все время бодрствования ребенок должен быть чем-то занят. Хорошо, если он самостоятельно занимается с каким-то предметом и чувствует себя комфортно. Но если капризничает, родители должны найти альтернативу его времяпрепровождению.

— Расскажите, как родители могут помочь малышу освоить те или иные приемы?

— Родители должны разрешать ребенку делать самому то, что он может. Например, в возрасте четырех-пяти месяцев он уже может доползти до игрушки, пусть это делает сам. Если ребенок постарше может сам стать у диванчика, не нужно его хватать и ставить. Родители должны помогать ребенку развиваться, предугадывая, какой следующий навык ему надо помочь освоить. Малышу трех-четырех месяцев надо помогать переворачиваться, в шесть-семь месяцев – кратковременно присаживать, чтобы он учился садиться. Как только у ребёнка появляется желание, например, лечь на бочок, можно ему показать этот прием. Как только он становится на четвереньки, можно стимулировать к ползанию. В то же время учить переворачиваться малыша в один месяц нет смысла, сажать в четыре месяца — нельзя. Все должно соответствовать темпам его развития.

— Какие бы вы ещё дали советы по воспитанию, развитию малыша первого года жизни?

— Основа развития ребенка первого года жизни — эмоциональная связь с матерью. Поэтому главное – общаться с ребёнком, а не занимать его игрушками. Можно ему читать, петь, а можно просто разговаривать, комментировать ту жизнь, которая происходит вокруг.

шагов, как развивать математические способности у ребёнка

Развивать математические способности у дошкольника родитель может самостоятельно. Вот основные шаги, которые помогут малышу с лёгкостью понять мир цифр.

Шаг 1. Учим ребёнка сравнивать предметы.

Сначала малышу нужно освоить понятия, затем он без проблем сможет их сравнить. Если ребёнок знает, какой смысл спрятан в слове «большой», а что значит «маленький», то сравнить предметы по размеру ему будет несложно. Например: «Смотри, какая на парковке большая машина! А твоя игрушечная машинка маленькая». Проговаривая эти слова, желательно поставить два предмета рядом и показать руками в высоту и ширину, как выглядит большой предмет и как — маленький. Или, читая книгу, показывайте на рисунке маленькие предметы и большие, объясняя, что они разные. То есть, учить сравнивать можно во время игр, прогулки или даже уборки в доме. Главное знать, как понятно объяснить это малышу.

Перед тем, как сравнивать предметы по цвету, ребёнок должен различать цвета. Абстрактное слово для малыша — пустой звук. Он должен представлять, как выглядит тот или иной цвет. Поэтому ему будет проще запомнить, что «это жёлтый, как солнышко», а это «синий, как туча», «чёрный, как ночь» и так далее. Можно рисовать один день только жёлтой краской, второй — красной и т. д., проговаривая название цвета. Или целую неделю делать акцент на определённом цвете: «Мы тебе надели красивые зелёные кроссовки. Берём зелёный карандаш и рисуем зелёную травку» и так далее. То есть, делаем всё, что поможет соотнести понятие с фактом. Методик очень много, главное, выбрать подходящую или изобрести свой подход.

2. Учим ребёнка обобщать

Умение обобщать пригодится в математике. Дети трёх-четырёх лет знают достаточно понятий, но обобщать их умеют немногие. Например, что такое круг, квадрат и треугольник? Лишь единицы ответят: «Фигуры». Поэтому в помощь родителю — «Моя первая книжка», «Учим формы» и другие. Рассказав ребёнку, что есть общего у многих вещей и понятий, можно приступать к играм. Например: «Свекла, морковь, капуста — как называется всё это одним словом?». Или: «Назови мне деревья, которые ты знаешь». Такие игры можно продолжать до бесконечности по разным группам предметов. Отработав навык обобщения, малыш сможет сам анализировать информацию и делать выводы.

3. Учим ребёнка анализу и синтезу

Ещё один важный математический навык, который развивают в раннем детстве. Анализируя, ребёнок может разделять предмет на его составляющие. Например, дерево — на корень, ствол, ветки, листья и плоды; домик — на фундамент, стены, окошко, крышу и трубу. Этот навык поможет подробнее изучить предмет по важным признакам и сделать его более узнаваемым для малыша.

Синтез — это противоположный анализу процесс. Суммируя отдельные признаки, дети также узнают предметы. Им становятся доступны такие игры, как «составить пазлы», «разгадать загадку», «угадать предмет по описанию» и так далее.

Хотите развивать у ребёнка математические способности? Запишите в музыкальную школу! Связь музыки с математикой была доказана Пифагором ещё в VI веке до н.э. Понимая ритм, такт и длительность нот, дети учатся делению, составлению дробей и распознаванию повторяющихся элементов

4. Учим ребёнка классифицировать понятия

После анализа и синтеза ребёнку становится понятной классификация предметов — то есть, отнесение предмета к группе по видо-родовым признакам. Например, знакомим ребёнка с домашними животными и дикими, делим фигуры на «с углами и без», учим находить лишнее в ряду и так далее.

шагов, как развивать математические способности у ребёнка

5 . Развиваем ребёнка загадками, ребусами

Загадки и ребусы отлично развивают логику ребёнка, ведь во время их решения малыш одновременно совершает несколько мыслительных операций. Вот примеры некоторых головоломок для дошкольника:

  • Дима и Андрей рисовали. Один мальчик рисовал дом, другой — дерево. Что рисовал Дима, если Андрей не рисовал дом?

  • Два мальчика сажали деревья, а один — куст. Что сажал Антон, если Леонид с Антоном и Максим с Антоном сажали разные растения?

  • Люда на 5 см ниже Жени. Женя на 8 см выше, чем Лиза. Кто выше всех?

Конечно, такие задания не должны быть разовыми. Нужно регулярно подыскивать интересные упражнения, книги, постепенно усложняя уровень. Возможно, раннее знакомство с азами математики помогут вашему ребёнку в будущем самореализоваться и быть успешным.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

7 признаков того, что ты не готов к ЦТ 2021

Вспоминаем правила русского языка в начале учебного года

Каталог учебных заведений Адукар

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу [email protected] Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.