Учимся с ребенком легко считать до 10 и больше

Мама первоклассника рассказала, какие навыки пригодились ее сыну на практике. А мы попросили эксперта дать советы, как их лучше освоить.

Метод Гленна Домана

Этот метод обучения счету основан на использовании карточек с крупными яркими точками. Принцип обучения прост: родители показывают ребенку карточку и называют число. Для начала берут карточки, на которых количество точек не превышает пяти, затем в ход идут карточки с все большим числом точек: 20, 50 — и так до 100. Благодаря таким тренировкам ребенок учится считать количество предметов зрительно, не прибегая к привычному пересчету с проговариванием или сложению-вычитанию. Правда, чтобы добиться каких-либо результатов, заниматься по карточкам нужно несколько раз в день, что довольно утомительно как для ребенка, так и для родителей.

Плюсы

 Дети легче усваивают понятие о количестве без привязки к изображению цифры или предметам.

Они учатся считать сразу большими числами — до 100 и дальше.

Минусы

 Не подходит подвижным детям, которые не могут долго сидеть на месте.

Не развивает логику и пространственное мышление, не отрабатывает практическое применение навыка.

Требует активной тренировки в течение дня, что не подойдет сильно занятым родителям.

Для обучения нужно приобретать специальные материалы и изучать принципы проведения занятий.

Уже можно?

Самые известные гуру педагогической науки считают, что до достижения ребенком возраста 3-4 лет (времени максимального развития двигательной активности) у него итак есть множество интересных, серьезных и достаточно сложных дел – научиться сидеть и ходить, освоить навыки использования горшка, начать не просто издавать отдельные звуки, а добиться связной речи, научиться справляться с одеждой, а также победить в борьбе со столовыми приборами. А еще много сил и энергии вашему ребенку потребуется для освоения и отработки совершенно нового для него навыка – коммуникации (построения социальных связей с окружающими). Имеет ли смысл дополнительно нагружать ребенка и учить считать? Большинство специалистов говорят однозначное «нет».

Что же делать, если ваш малыш активно демонстрирует готовность к изучению нового и самостоятельно, без целенаправленных занятий освоил, например, цифры до 5? В этом случае – продолжать занятия с обязательным соблюдением нескольких простых, но очень важных для дальнейшего (в том числе и физического) здоровья малыша, правил:

  1. Ваш малыш должен демонстрировать устойчивый интерес к таким занятиям. Никогда не принуждайте малыша к занятиям, в этом случае он не способен будет что-либо запомнить!

  2. Все обучение должно проходить исключительно в легкой, игровой форме. Важно понимать, что любое настояние или навязывание грозит обернуться проблемами с дальнейшими уроками.  

  3. Обучение цифрам до 5, а в некоторых случаях и до 10, обычно проходит без дополнительных специальных занятий. Для этого необходимо, чтобы родители чаще озвучивали количество окружающих ребенка предметов (особенно в знакомой ему обстановке). Это может происходить незаметно в процессе любой другой деятельности.

  4. Обязательно используйте наглядные материалы – карточки, таблицы, наклейки с предметами и цифрами. Они должны находиться по всему «пути следования» ребенка и сопровождать все его передвижения в знакомом пространстве. Регулярно по мере запоминания меняйте их расположение и количество.

  5. Не должно существовать никаких временных рамок для таких занятий, если вы почувствуете, что ваш малыш через 5 минут уже потерял интерес и заскучал, сразу прекратите занятие или постарайтесь переключить его внимание на новый вид деятельности.

  6. Уровень восприятия ребенком информации может быть различным, многое зависит от настроения малыша и его готовности к изучению и воспроизведению новых или уже знакомых данных.

С какого возраста учить малыша считать?

Чтобы понять, как научить ребенка считать, стоит изучить несколько разных методик, которые рекомендованы ведущими педагогами развивающих дошкольных учреждений. Вместить в память маленького человечка сразу весь числовой ряд не получится. Поэтому каждый метод нужно разбить на этапы, включающие в себя несколько уроков-упражнений, позволяющих правильно научить ребенка считать.

1) Считаем в 6 месяцев

Обучение своего ребенка счету маме необходимо начать, когда ему исполнится полгода. В этом возрасте малыш еще не готов считать цифры, а вот к игровым упражнениям — в самый раз! Важно, чтобы в процессе игры развивалось восприятие числа объектов и их наличия, а также образное мышление. Многократное повторение игр «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять», «Ладушки» и т.п. помогают не только развеселить малыша, но и улучшить у него мелкую моторику рук и пальцев.

2) Считаем в годик

Подскажет, как научить ребенка считать игра с матрешками или игрушками на полке. Превращая одну большую матрешку в несколько маленьких или расставляя на полочку плюшевых зверей, нужно объяснять ребенку, что сначала фигурка стоит одна, а потом их становится много. Это упражнение должно стимулировать у малыша желание сосчитать фигурки, но если интерес не наблюдается, то лучше вернуться к занятию позже — в 2 или в 3 года.

Читайте также:  Признаки прорезывания зубов у грудничка 4 месяца

3) Считаем в 4 года

Как научить ребенка считать и понимать процесс счета, если он не умеет сравнивать? Малыш, не понимающий, что больше, а что меньше, может заучить числа, но не сможет их правильно применять и быстро считать в уме. На помощь вновь придут предметы и игрушки разного размера.

4) Считаем в 5 лет

Данный этап подразумевает визуализацию чисел. Полезными станут карточки с изображением цифр и соответствующего числа объектов. Можно также сравнивать форму каждой цифры с похожим предметом: двойка-лебедь, семерка-кочерга и т.п. Хороший вариант научиться хорошо считать — таблица «Стосчет» Зайцева. Она помогает соотносить количество кружочков с цифрой в графе, и с применением такой таблицы можно придумать много интересных упражнений: попросить показать, сколько малышу лет, сколько лет его родным, сколько ног у собаки и т.п.

5) Считаем в 6 лет

Освоив цифры можно учить ребенка считать примеры. Малыш должен знать, что каждое число состоит из определенного количества «единичек», но математические действия должны выполняться с группой чисел, а не путем пересчета единиц на пальцах. Перед глазами ребенка должен быть числовой ряд, чтобы понимать, какая цифра больше, а какая меньше. В этом возрасте важно научить ребенка устно считать простейшие примеры в одно действие.

Рассмотрим несколько вариантов развивающих игр для дошкольников, которые покажут, как научить ребенка считать.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Дата публикации: Последнее изменение:

Счет до 20

Как правило, посчитать до 10 для детей 3 лет не составит труда. Немного иначе обстоят дела, когда приходит время учиться считать в пределах 20. Трудности могут возникнуть тогда, когда счет до 10 для детей не совсем ясен, а это значит, что родители в своем стремлении научить кроху считать поспешили и этим запутали его. Задаваться вопросом о том, как научить ребенка считать до 20 нужно только тогда, когда он хорошо знает цифры, счет в пределах 10.

Изучая с детьми счет в пределах 20, им необходимо объяснять, утверждать основные нюансы, например:

  • Число состоит из 2 цифр. Первое – это десятки, второе – единицы. Счетный материал поможет освоить счет для детей.
  • Не зная как научить ребенка считать до двадцати, следует привести ему наглядный пример того, как это число может выглядеть. Оптимальным вариантом продемонстрировать это для дошкольников – это поставить перед ними два резервуара.

    В один из них положить 2 предмета, во второй десять. На этом примере малышу удастся разобраться в том, что такое десятки, а что такое единицы.

  • Объяснить нужно и то, что после 10 идут двузначные цифры, а их единицы идут друг за другом (1,2,3 и так далее).
  • После того как первые 20 цифр малышом изучены, можно разбираться в том, как научить ребенка считать в уме. Для этого можно считать примеры на основе подручных предметов. Учим ребенка считать до 20, попросив положить в емкость определенное количество подготовленного материала (конфет, бубликов, камушков). При этом первый раз задание должно выполняться вслух, а во втором счет предметов должен произноситься в уме.

Как научить ребенка быстро считать в уме? Это вопрос времени, и только регулярные занятия и усовершенствование полученных знаний, станут предпосылкой для того, чтобы осилить счет до 100, и в возрасте 5 лет это вполне реально. К тому же это подходящий возраст для того, чтобы объяснить дошкольнику, как правильно это делать.

Видео: как научить ребенка есть самому

  1. I ЭТАП. С 6 месяцев всегда надо давать ребенку ложку. Ребенок должен обязательно потрогать еду рукой, не запрещайте ему это.
  2. II этап. С 7-8 месяцев ребенок будет пробовать опускать ложку в тарелку и тянуть в рот. Обмокните ложку в еду и, на первых порах, помогите ему попробовать его рукой донести ложку ему в ротик.
  3. III этап. Начинайте сами есть при ребенке, чтобы он копировала ваше поведение. Пусть малыш наблюдает за Вами, смотрит как вы жуете и отправляете ложку в рот. Покажите свою пустую тарелку, и потом начинайте кормить ребенка. Очень быстро ребенок начинает, наблюдая за мамой есть сам.

Учимся считать до 10

Большинство детей начинают интересоваться числами ближе к трем годам, некоторые – позже. Если родители заметили, что ребенок проявляет заинтересованность к предметам счета, пора начинать обучение.

Для того чтобы объяснить ребенку, как сосчитать до десяти, для начала необходимо помочь ему запомнить название цифр, четко проговаривая, что за чем идет. Можно использовать для этого подручный обучающий материал: кубики, игрушки.

После того, как процесс запоминания будет окончен, нужно попросить ребенка считать все, что попадается ему на глаза: посуду на кухне, разбросанные игрушки, людей, встречающихся на прогулке, птичек, сидящих на ветке.

Для начала нужно освоить счет в пределах 8, а потом перейти к числам 9 и 10.

Нельзя игнорировать число 0. Детям изначально непросто понять его значение, для объяснения можно использовать все тот же подручный материал: посадить рядом двух кукол, сначала убрать одну, а потом и вторую, спросить, сколько кукол осталось.

Постепенно нужно вводить в жизнь ребенка понятие о количестве числа, в этом помогут специальные стихотворения про цифры. Считалка так же способствует обучению счету.

Также на помощь родителям придет обучающий видео материал. Герои показывают специальные упражнения на счет до 10 для детей младшей возрастной группы, выполняя которые ребенок с легкостью освоит и закрепит новые знания.

Продолжение обучения после месяцев и до года

Малыш уже умеет произносить короткие фразы, называет предметы вслед за родителями. Он понимает больше, чем может выразить, и впервые осмысливает сказанное. Словарный запас в этом возрасте составляет до 20 слов. Поэтому родители интересуются, как разговорить ребенка в год.

Родители в таком возрасте должны:

  1. Комментировать все свои действия. Если мама и папа хотят, чтобы малыш узнавал их и осознавал, кто это, они должны говорить: «мама идет в магазин», «папа пьет чай». Лучше, если день проходит разнообразно и наполнен событиями. Это помогает ребенку запомнить больше новых слов.
  2. Рассказывать названия частей тела, предметов, имена родственников, со временем описания нужно делать более подробными, добавляя названия цветов. Если малыш повторяет, его нужно поддерживать, проговаривая слово еще раз.
  3. Во время разговора растягивать гласные звуки.
  4. Читать больше волшебных сказок с яркими иллюстрациями. При этом следует называть предметы и показывать их на рисунке.
  5. Помогать в развитии артикуляции. Для этого можно кривляться, показывать язык, строить рожицы. Это привлечет ребенка и спровоцирует его сделать зарядку для лица.
  6. Отучить от соски. Речь будет более затруднительной, если после года малыш не оказался от пустышки. В таком случае он не сможет полностью проговаривать буквы «п», «б» и другие, которые формируются в передней части рта.

Беспокоиться следует, если к году ребенок не может сказать «мама» и не показывает на рисунке названный предмет.

Расскажите про покупки и продажи

Допустим, что ваш ребенок копит на конструктор уже две недели и у него есть 2 000 рублей. Теперь попробуем рассказать ему про инвестиции в какие-либо активы.

Юному инвестору будет интереснее, если вы пообещаете ему, что он заработает свою последнюю тысячу раньше конца третьей недели. Дадим ему инвестиционный инструмент.

Поиграйте в такую игру:

  • Один из членов семьи должен предложить ребенку сделку: какую-либо вещицу в обмен на его 2 тысячи рублей
  • Но с одним условием: вещица будет выкуплена обратно через 3 дня, по цене в 2 200 рублей
  • Задача ребенка — купить эту вещь и продержаться 3 дня, чтобы не потерять ее и затем продать обратно, по возросшей цене
  • Идеально, если это будут какие-нибудь сладости. Тогда ребенку предстоит еще бороться с искушением съесть их
  • Когда 3 дня закончатся, член семьи должен выкупить свой товар обратно и выдать ребенку положенную прибыль

Таким методом, вы объясните ему, что бывают полезные покупки и бесполезные. Кто его знает, возможно накопив на конструктор, он уже не захочет его покупать, а решит приумножить свои деньги как-нибудь еще?

По ходу обучения, вы можете рассказать еще про другие инвестиционные инструменты. Например, про фьючерсы. Объяснить это довольно просто. В самом начале, когда вы договорились на те 3 000 для конструктора, спросите, а вдруг цена на него вырастет? Если ребенок готов поспорить, что цена останется прежней, то заключите с ним пари.

Тот, кто в пари проиграет (скорее всего это будете вы), должен будет выдать другому участнику спора еще 100 рублей сверху.

И, конечно же, не забывайте обучаться самостоятельно. Чем больше знаете вы — тем больше полезного вы способны донести до своих детей.

Сложение и вычитание: эффективные способы обучения

К началу обучения в школе большинство детей уже умеют оперировать базовыми математическими действиями — сложением и вычитанием. Современная программа для первых классов построена так, что задачи на сложение и вычитание дают детям почти сразу — и научиться складывать и вычитать лучше успеть в дошкольном возрасте.

Как научить ребёнка сложению и вычитанию: первые шаги

Сложение и вычитание: эффективные способы обучения

Начните знакомство с базовыми математическими действиями с использования наглядных предметов — кубиков, счётных палочек или других, удобных для ребёнка:

  • разберите цифру 2: покажите ребёнку, что если сложить один предмет и ещё один предмет — получится 2;
  • таким же способом разберите по составу остальные цифры в пределах 10;
  • убедитесь, что ребёнок понял принцип разбора и сам складывает предметы без ошибок;
  • освоив сложение, переходите к вычитанию, используя те же наглядные предметы.

Сложение и вычитание на пальцах

Когда ребёнок научится складывать и вычитать предметы, переходите к сложению и вычитанию на пальцах — или пропустите этот этап, если сын или дочь бойко и уверенно складывают и вычитают все окружающие предметы. В любом случае проследите, чтобы малыш постепенно отучался от счёта на пальцах — педагоги замечают, что привычка считать на пальцах мешает детям научиться считать в уме.

Как научить ребёнка считать на пальцах:

Сложение и вычитание: эффективные способы обучения
  1. Начните с пяти пальцев одной руки, придумывая интересные малышу задачки. Например, задача на сложение: «У тебя 2 машинки, поэтому разогни два пальчика. У братика 3 машинки, разогни ещё три пальчика. Всего у вас 5 машинок».
  2. Предложите решать задачки на вычитание. Например: «У мамы 4 конфеты, разогни четыре пальчика. Мама дала тебе одну конфету, загни один пальчик. У мамы осталось 3 конфеты».
  3. Когда ребёнок начнёт без ошибок складывать и вычитать в пределах пяти — переходите к аналогичным занятиям с подключением всех десяти пальцев.

Как научить ребёнка считать в уме

Умение складывать и вычитать в уме — один из самых полезных навыков для дошкольника, который сильно облегчит изучение математики в школе. Прежде чем учить ребёнка считать в уме, убедитесь, что он умеет складывать и вычитать предметы, и владеет счётом как минимум в пределах двадцати.

Как научить ребёнка считать в уме:

Сложение и вычитание: эффективные способы обучения
  1. Создайте у ребёнка чёткую связь между числом и визуальным образом: подключите игры с математическим домино и кубиками. Можно использовать математический набор по методу Зайцева: набор карточек, который связывает число и геометрическую фигуру. Дети хорошо воспринимают занятия по методике Зайцева – постепенно так можно научиться сложению и вычитанию даже в пределах тысячи.
  2. Научите ребёнка, если он ещё не знает, что такое «больше», «меньше», «поровну» с подключением наглядных примеров.
  3. Уделите достаточно времени разбору числа. Чтобы сложить 4 и 3, ребёнок должен знать, что эти цифры «помещаются» в цифру 7. Тот же принцип работает с вычитанием: чтобы от 8 отнять 5, нужно знать, что 5 и 3 «помещаются» в 8.
  4. Познакомьте ребёнка с правилом «от перемены мест слагаемых сумма не меняется».
  5. Подключайте к обучению любые игровые пособия, которые понравятся малышу: кубики, таблицы, счётные палочки, карточки, тематические настольные игры.

Как научить ребёнка считать в столбик

Если ребёнок умеет считать до ста и хорошо понимает, что такое единицы и десятки — сложностей со счётом в столбик обычно не возникает.

Как научить ребёнка считать в столбик:

  1. Объясните, что в столбик числа складывают и вычитают по разрядам: единицы — отдельно, десятки — отдельно.
  2. Покажите последовательность действий, если при сложении единиц получается число больше или равное 10: нужно записать только вторую цифру, а первую — запомнить. Для удобства первую получившуюся цифру можно записать над разрядом десятков. Родители наверняка помнят со школьных времен выражение: «Два пишем — один в уме» (или другие цифры от 0 до 9). Пример: 17+15 = 7+5 = 12 (двойка записывается, единица уходит к десяткам) = 1+1+1 = 3 (итоговая сумма разряда десятков) = 32 (первая цифра — сумма разряда десятков, вторая цифра — сумма разряда единиц).

  3. Научите ребёнка вычитать в столбик. Принцип действий почти тот же, что при сложении, только если верхняя цифра в единицах оказалась меньше нижней, то недостающую единицу нужно «занять» у десятков. Например: 31-13 = 11-3 = 8 («заняли» цифру 1 у десятков) = 2-1 = 1 (цифра 3 в десятках уменьшилась на «занятую» единицу) = 18.

Сложение и вычитание: эффективные способы обучения