Во сколько дети начинают говорить и от чего это зависит

Когда ребенок впервые начинает говорить, счастью родителей нет предела. Как считают многие мамы, чем раньше это происходит, тем лучше. Однако стоит понимать, что каждый ребенок развивается по-разному и время, когда ребенок начинает говорить, может сильно отличаться между детьми погодками. Когда ребенок начинает впервые говорить и до какого возраста отсутствие речи является нормой — рассмотрим в статье.

Источники и литература

По разделам медицины

  • Педиатрия

По категориям международного классификатора болезней МКБ-10

  • Второй этап «Реабилитация II А». Профиль «Неврология и нейрохирургия» (дети) (Клинические протоколы МЗ РК — 2018)
  • Второй этап «Реабилитация II Б». Профиль «Неврология и нейрохирургия» (дети) (Клинические протоколы МЗ РК — 2018)
  • Задержка психоречевого развития (Клинические протоколы МЗ РК — 2015)
  • Повторная реабилитация. Профиль «Неврология и нейрохирургия» (дети) (Клинические протоколы МЗ РК — 2018)
  • Поддерживающая реабилитация. Профиль «Неврология и нейрохирургия» (дети) (Клинические протоколы МЗ РК — 2018)
  • Третий этап «Амбулаторная реабилитация II». Профиль «Неврология и нейрохирургия» (дети) (Клинические протоколы МЗ РК — 2018)

Когда начинает говорить ребенок

Содержание

  • 1 Когда начинает говорить ребенок
  • 2 Причины почему ребенок в год не говорит
  • 3 Что делать чтобы ребенок быстрее заговорил

Первые свои крики здоровый ребенок дарит мамочке в родзале. Это, как ни странно звучит, и есть речь новорожденного.

Далее около 1,5 месяцев малыш должен начать агукать или хотя бы отвечать какими-то звуками на ваше к нему обращение. Внимательная мамочка уже в этом возрасте может разобрать интонации младенческой «речи» и волей своего воображения представлять, что малыш хотел ей сказать.

К 6 месяцам вы можете отличать членораздельные звуки, понятные интонации и, так сказать, зачатки детского лепета.

А уже в 8 месяцев чаще всего внимательные родители слышат первые слоги типа «ма», «па», «ба» и прочие.

К полутора годам словарный запас ребенка может вырасти до 30 слов, и он вполне способен составить маленькое предложение из  2 слов, например, мама дай.

Далее соответственно словарный запас расширяется, и образование предложений зависит исключительно от того, насколько часто и вразумительно с ребенком разговаривают взрослые. Если вы не будете с самых пеленок сюсюкать и коверкать собственную речь в обращении к малышу, то проблем с дикцией по большому счету не возникнет.

Теперь Вам примерно понятно когда начинает говорить ребенок, но что делать если он не говорит? Читаем далее…

Нормы речевого развития ребенка в возрасте 1-года

Сразу отметим, что вопрос «норм» спорный. С одной стороны, существующие нормы развития позволяют маме вовремя заметить, если что-то идет не так. Но с другой стороны, невозможно привести в систему такой сложный и многогранный процесс, как развитие психики и, в частности, становление речи ребенка.

Считается, что первое слово малыш произносит в возрасте около года, а к полутора годам он использует уже около 8-20 слов. При этом словами в данном случае считаются не только «полноценные» слова, но и лепетные, такие как «би-би», «буль-буль», «бух» и т.д.

Ключевым критерием «слова» здесь является его устойчивый характер и осознанное употребление малышом по отношению к определенному предмету, действию, человеку.

У моего сына, примерно в 1,1, кроме необходимых коротеньких слов (мама, папа, на, та и т.д.), первыми словами были «бабочка», «обувь» и «экскаватор». Причем, говорил он их четко и друг за другом по очереди. Наверное, просто звучание нравилось. — Наталья Мунгалова.

В период между 18 и 24 месяцами активный словарь малыша стремительно увеличивается и к 2-м годам он не только использует в речи около 50 слов, но и начинает строить из них первые фразы из двух слов. Ребенок уже понимает значение предлогов и глаголов в знакомых фразах.

За следующее полугодие ребенок еще больше осваивает грамматику родного языка, начинает использовать в речи все больше глаголов и местоимения. К 2,5 годам ребенок уже говорит предложениями из 3-4 слов, легко запоминает простые песенки и стихи.

Дальнейшее развитие речи ребенка вплоть до достижения им трехлетнего возраста идет по пути усвоения более сложных грамматических конструкций, накопления активного словаря и совершенствования звуковой стороны речи. Как правило, трехлетний ребенок становится для своих родителей вполне понятным и приятным собеседником. Чего не скажешь о посторонних людях, для которых некоторые слова и фразы трехлетки все еще могут представлять настоящую абракадабру.

Читайте также:  Если ребенок дерется: инструкция для родителей

Здесь приведены лишь опорные точки, которые служат показателями развития речи ребенка раннего возраста наряду с другими факторами, такими как понимание им обращенной речи, речевая активность, адекватное проявление эмоций в процессе общения, использование интонации, мимики и жестов, наличие потребности в общении.

Когда ребенок начинает говорить?

  • Развитие речи ребенка — таблица по возрастам
  • Как помочь ребенку научиться разговаривать?
  • Почему малыш еще не говорит?

Таблица развития речи ребенка 

Считается, что до 3 лет все дети развиваются по-разному, поэтому четких правил что ребенок должен уметь говорить в определенный возраст — не существует. Поэтому временные рамки речевых навыков довольно широкие. Вот примерный набор зачатков речевых навыков, который проявляется у ребенка до трех лет.

Возраст малыша Навыки речевого общения
от 0 до 8 недель Крик, плачь и мычания — способ сообщить о том, что есть какой-то дискомфорт
от 1 до 3 месяцев Появляется мимика, первая улыбка и хохот. Это означает, что дыхательные органы правильно развиваются.
от 2 до 5 месяцев Протяжные звуки, немного нараспев.
от 4 месяцев Эмоциональное реагирование на знакомые вещи и предметы. Веселье от общения.
от 5 до 6 месяцев Появляются первые слоги — ма, му, па, ба.
От 7 месяцев В речи появляется интонация. Набор слогов со схожей интонацией с речью взрослого человека.
От 12 месяцев Появляются простые короткие слова, самые необходимые: на, дай, мам и т.д. Около 10-12 слов.
От 2 лет Ребенок начинает составлять предложения, простые, но понятные. Появляются прилагательные.
От 3 лет Малыш способен запоминать простые стихи. Составляет сложные предложения.
Когда ребенок начинает говорить?

В первый год жизни ребенка речь только начинает формироваться. От невнятных криков и мычания речь постепенно трансформируется в слоги, понятную мимику и интонацию. Если сын подруги уже говорит в год, уже произносит четкие и ясные слова, а ваша дочка только знает слово «дай» — это не повод волноваться. Полностью речь формируется до 3 лет. То, как это происходит до трехлетнего возраста — сугубо индивидуально.

Как помочь ребенку научиться говорить?

Считается, что девочки развиваются гораздо быстрее, чем мальчики, поэтому и говорить они начинают гораздо быстрее. Но это не значит, что это обязательный канон и так должно быть всегда. Как ни крути, речь — это не генетическая наследственность, а именно навык, поэтому от родителей зависит то, насколько хорошо и быстро ребенок освоит речь.

Зачастую дети плохо говорят в семьях, где ребенка игнорируют и не пытаются с ним общаться, аргументируя это тем, что он совсем маленький. Но это большая ошибка. Глядя на родителя, малыш пробует копировать мимику, интонацию, использует разные слоги. Обязательно разговаривайте с ребенком, показывайте ему предмет и медленно произносите его название. Не нужно торопиться при этом и использовать «мудреные» сложные конструкции, которые ребенку сейчас совсем ни к чему. При этом должен выдерживаться зрительный контакт, чтобы это было похоже на заинтересованный разговор.

Помогают при становлении речи легкие детские сказки с картинками, чтобы малыш мог сопоставлять в своей голове название предмета и его внешние признаки. Это те самые книжки, где петушок говорит «ку-ка-ре-ку», коровка «му-му», а кошечка — «мя-у».

Постепенно, примерно в 2-3 года, просыпается большая потребность узнавать все вокруг, и в малыше просыпается «почемучка». Теперь он способен спросить что-то у мамы. Начинается увлекательное познание мира не только с помощью осязания, вкуса и зрения, но и с помощью слов. Главное поддерживать этот интерес малыша и ни в коем случае не пытаться его остановить и, тем более, заткнуть его. Конечно, «1000 вопросов почемучки» могут надоесть, но для ребенка это крайне важно.

Чтобы развивать речь ребенка каждый день, воспользуйтесь этой небольшой памяткой, которая будет стимулировать ребенка учиться говорить.

  • На прогулке обязательно обсуждайте то, что вы видите: «какое зеленое дерево, а это магазин, вот детский садик, травка зеленая и т.д». Примитивно и очевидно, но не для малыша.
  • Чаще выходите гулять в парки, где есть различные интересные предметы. Посмотрите на озеро, обсудите лебедей, которые плавают по нему. Послушайте пение птиц, назовите их названия — сорока, ворона, петух.
  • Отвечайте на вопросы ребенка, старайтесь давать легкие и понятные ответы.
  • Читайте книжки, давайте малышу полистать книгу, рассмотреть картинки и буквы, слушайте песни и стихи.
  • Ребенку постарше следует начинать учить стихи — польза от них колоссальная.
Когда ребенок начинает говорить?

Почему малыш еще не говорит?

Если после 3-х лет у ребенка сохраняются проблемы с речью, и он тяжело произносит слова, это может быть симптомом некоторых отклонений речевого аппарата или других проблем. Однако не стоит сразу паниковать, отсутствие четкой речи не всегда признак серьезных отклонений. Для того, чтобы успокоить себя и понять, что может мешать ребенку хорошо разговаривать, вы можете ознакомиться со статьей «Почему ребенок плохо говорит».

Читайте также:  Почему ребенок проявляет агрессию, и как родителям ее искоренить

Возможные причины молчания

Если ребенок не говорит или практически не разговаривает, всему виной могут быть определенные факторы.

Возможные причины молчания
  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей или оба начали поздно говорить, то высока доля вероятности, что и у малыша будет задержка.
  2. Половая принадлежность карапуза. Нужно понимать, что мальчики в силу своего развития начинают говорить позднее, чем девочки.
  3. Отсутствие полноценного эмоционального общения. Если у ребенка нет возможности наблюдать за тем, как кто-то говорит, сопровождает свою речь жестами и мимикой, различными интонациями, то у него будет отставать речевой навык.
  4. Гиперконтроль родителей. Если мама или папа постоянно препятствует попыткам познать мир, запрещают карапузу делать то, к чему он стремиться, они блокируют желание начать говорить.
  5. Продолжительное использование соски-пустышки, в результате чего развивается неправильный прикус, приводит к дефекту речи.
  6. Влияние стрессовых факторов. Если в семье постоянные конфликты или ребенок растет вдали от родителей, это оказывает воздействие на его психику. Одной из последствий является проблемы с речью, нежелание говорить.
  7. Отсутствие мотивации. Если ребенок с раннего возраста привык к тому, что родители распознают его жесты, указывающие на те или иные потребности, у него не появляется необходимость начинать произносить какие-либо звуки, ведь его и так все понимают.
  8. Наличие информационной перегрузки может приводить к проблемам с речью. Ситуация, когда мама с папой пытаются с ранних лет обучать ребенка счету, чтению, еще и иностранному языку.
  9. Индивидуальный темп. Запоздалая речь может быть особенностью ребенка, и он совершенно не отстает в развитии. Просто не пришел еще его час, карапуз обязательно начнет говорить, когда наступит его время.
  10. Педагогическая запущенность. Ситуация, когда родители совершенно не занимаются с ребенком, не пытаются развивать его речевой навык, не выполняют необходимые упражнения.
  11. Негативизм у малыша. В ситуации, когда родители постоянно требуют от карапуза, чтоб он начал говорить, ребенок в какой-то момент просто замыкается, протестуя против требований мамы или папы.
  12. Взросление в двуязычной семье. Если ребенок растет, постоянно слыша, как люди говорят на двух языках, ему сложно распознать одну речь, сформировать свой лексикон.
  13. Тяжелые роды матери или внутриутробная гипоксия могут повлиять на отставание речи.
  14. Несовершенство артикуляционной системы. Например, если у ребенка короткая подъязычная уздечка, ему будет сложно изъясняться.
  15. Проблемы со слухом. Необходимо понимать, что для формирования словарного запаса ребенок должен, в первую очередь, воспринимать речь на слух.
  16. Наличие алалии — недоразвитости речевых центров. Возможно в случае с повреждением головного мозга в младенческом возрасте или в период внутриутробного развития.
  17. Отклонения в интеллектуальном развитии: аутизм, генетические заболевания, синдром Дауна могут повлиять на отставание речи.

Типичные проблемы развития речи дошкольников

Ситуативная речь. Односложные предложения, зависящие от требования ребёнка (например, «дай куклу», «хочу пить»), – норма для 2-3-летнего малыша. Но затем дети постепенно увеличивают словарный запас. Зачастую это происходит настолько интенсивно, что к 5 годам дошкольники уже способны разговаривать со взрослыми почти на равных. Если ребёнок старше 4 лет не способен составить развёрнутое грамотное предложение, это является причиной для обращения к специалистам.Бедность речи, небольшой словарный запас. К 5 годам ребёнок владеет запасом из 2500–3000 слов, к 7 годам лексикон расширяется ещё на 500 слов. В этом возрасте дети без труда строят фразы, поддерживают разговор со взрослыми, в том числе и на отвлечённые темы.Сленг. Слова-паразиты, нелитературные выражения – дети используют в своей речи те слова, которые слышат во внешнем мире. И даже если в семье никто не разговаривает на языке междометий и идиом («ну вот», «тачка», «как бы»), малыш всё равно может «подцепить» их при просмотре телевизора или в ходе компьютерной игры. Вывод? Поменьше телевизора и компьютера, побольше задушевных бесед. А вот наказывать за «подслушанное» и наивно высказанное вслух малышом «неправильное» слово не нужно: лучше объяснить, почему такие слова не стоит произносить и как они мешают полноценному общению.Неспособность грамотно выстроить диалог. Вопрос нужно формулировать просто и понятно – это предполагает, что и ответ будет соответствующим, кратким либо развёрнутым. Если дошкольник испытывает трудности с формулировкой вопросов и ответов, общаться ему непросто.

Затруднения с построением монолога. Вести монолог на заданную тему, пересказывать текст тоже нужно учиться. Средним дошкольникам до 4 лет эти навыки ещё не очень нужны – в их обычной жизни они не так востребованы. Но детям 5–7 лет умение связно рассказывать историю, пересказывать сказку необходимо, в противном случае в школе могут появиться сложности с учёбой. Невозможность привести аргумент.Плохая дикция, логопедические проблемы.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Стимуляция гуления

  • Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда.
  • Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам.
  • Повторяйте звуки, которые произносит Ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи.
  • Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.
  • Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления.
  • Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении.

Развитие речи в первой младшей группе

Первую младшую группу посещают малыши от двух до трёх лет. Поскольку в этом возрасте происходит переход от ситуативно-делового к внеситуативно-познавательному общению, развитие речи у детей осуществляется в процессе диалога. Педагог беседует с воспитанниками о том, что находится в поле их зрения. Крохи учатся понимать и выполнять поручения воспитателя, просьбы сверстников, формулировать собственные высказывания.

Педагог учит воспитанников правильно артикулировать звуки [а], [о], [у], [и], [ы], [м], [б], [п], [н], [т], [д], [к], [г], [в], [ф], воспроизводить интонации, темп, ритмический рисунок речи, следить за речевым дыханием.

Воспитатель расширяет словарный запас детей. Помимо существительных – названий игрушек, одежды, предметов посуды, интерьера, вводятся прилагательные («белая чашка»), глаголы, наречия («чашка стоит на столе»), предлоги («Оля подошла к столу»).

Обращается внимание малышей и на словообразовательные возможности языка («половичок лежит на полу», «погремушка гремит»), обобщения («игрушки», «одежда», «посуда»). Звукоподражательные и облегчённые слова («ав-ав», «би-би») заменяются общеупотребительными («собака», «машина»).

Грамматический строй речи детей – тоже предмет заботы воспитателя. Под руководством педагога малыши:

  • изменяют существительные по числам и падежам («одна ложка – много ложек»), глаголы по лицам и числам («я иду и ты идёшь – мы идём»), временам («мишка идёт, мишка пришёл»);
  • учатся использовать повелительное наклонение глагола («зайчик, попляши»);
  • образуют уменьшительно-ласкательные наименования («куколка», «машинка»);
  • строят простые и сложные предложения («кукла захотела спать, и я положила её в кроватку»).

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Речью называется процесс общения, который возникает и развивается из-за потребности в коммуникации. В дошкольном возрасте происходит активное развитие речи. Именно речь является одним из основных показателей развития ребенка.

Развитие речи детей по возрастам

Даже если малыш молчит, это не значит, что его речь не развивается. В это время формируется пассивный словарный запас.

Таким образом, можно сказать, что речь ребенка развивается с момента его рождения (некоторые педиатры утверждают, что развитие речи начинается еще во внутриутробном развитии):

Возраст ребенка

Этапы развития речи

1-2 мес.

Ребенок агукает (произносит гласные звуки «а», «у», «о»)

2,5-5 мес.

Малыш гулит (произносит «агу», «гы», «бу»)

6 мес.

7-9 мес.

Звуков становится больше, ребенок подражает звукам животных

10-12 мес.

Первые слова, такие как «мама», «папа» и др.

1-1,5 года

Увеличивается активный словарный запас

1,5-2 года

Ребенок может строить фразы и словосочетания

2-3 года

Ребенок может отвечать на вопросы, выполнять просьбы, некоторые дети рассказывают стихи

3-4 года

Ребенок активно общается с окружающими, разговаривает предложениями

4-5 лет

Многие дети уже могут произносить все звуки, включая звук «р»

5-6 лет

Если есть дефекты произношения, их нужно исправлять перед школой

Развитие речи ребенка по возрастам

Вопрос, когда ребенок начинает говорить, волнует практически всех родителей. Ведь мамы и папы с огромным нетерпением ждут, когда же их малыш заговорит, скажет им, что он хочет, что его расстроило, чему рад или что ему нравится. К сожалению, ответить на вопрос, во сколько он начнет говорить, довольно сложно, поскольку просто нет специального «календаря речи». Ни один врач не может точно сказать, когда нетерпеливые родители услышат первые слова своего малыша. Это все индивидуально, развитие речевого аппарата происходит от особенности организма воспринимать информацию, от психики и способности к размышлению.

Иногда случается так, что ребенок молчит до 3 лет, хотя родители и близкие родственники очень старались участвовать в развитии его речи. Бывает и наоборот, уже в год болтает без умолку, тем самым удивляя родственников.

Считается, что спокойные малыши начинают говорить раньше своих более активных сверстников. Есть мнение, что девочки начинают болтать раньше, в отличие мальчиков.