Воспитание и развитие детей первого года жизни

Какие книги почитать, чтобы лучше понимать эмоции своего ребенка?  Почему после трех уже поздно, и как активный диалог с ребенком поможет его развитию? Редакция Strong Mammy подобрала 8 интересных книг о развитии ребенка.

Подробный обзор

О возрастных группах в педиатрии.

В педиатрии принято разделять пациентов по возрасту. Такое разделение помогает врачам и медсестрам принимать правильные решения о состоянии маленьких пациентов, ведь поведение ребенка и симптомы болезни могут значительно отличаться у детей различных возрастов. Система градации детей по возрасту используется зарубежными и отечественными педиатрами может помочь и родителям лучше понять психофизиологические потребности своего ребенка.

Возрастная группа до 1 года – Младенцы (Infants)

  • Младенцы предпочитают питание и сон по расписанию.
  • Сосание соски, пеленание и разговоры, как правило, успокаивают ребенка.
  • Младенцам не требуется излишнее внимание, большую часть времени они или спят или едят.
  • Яркая игрушка, мобильный телефон или знакомое лицо легко обрадуют младенца.

Возрастная группа от 1 года до 3 лет – Ясельный возраст (Toddlers)

  • Игры чрезвычайно важны в этом возрасте.
  • Дети ясельного возраста обычно боятся незнакомых людей, предметов и новую обстановку.
  • Дети не способны понять многие жизненные ситуации и концепции, например смерть и время.
  • При разлуке с родителями дети проходят три фазы психологического кризиса — протест, ярость и отрицание.

Возрастная группа от 3 до 5 лет – Ранний дошкольный возраст (Pre-school child)

  • Не рекомендуется стыдить и ругать и детей в качестве наказания за проступки в этом возрасте.
  • Ранние дошкольники задают очень много вопросов, родителям следует, по-возможности, отвечать на них.
  • В этом возрасте у детей чрезвычайно развита потребность изучения окружающего мира, они хотят видеть, чувствовать запахи и вкусы, осязать.
  • Также, в раннем дошкольном возрасте у детей обострена боязнь ран, травм и прочих телесных повреждений

Возрастная группа от 6 до 12 лет — Школьно-дошкольный возраст (School child)

  • В этом возрасте дети начинают чувствовать удовлетворение от завершенных ими дел и задач.
  • Приходит понимание связей между различными событиями и явлениями в окружающем мире.
  • В этом возрасте детям нравятся компьютерные и видеоигры, планшеты, телефоны.
  • Детям нравится быть героями, помогать окружающим и контролировать окружающий их мир.

Возрастная группа от 12 до 18 лет – Подростковый возраст (Adolescents)

  • Чрезвычайно озабочены мнением сверстников о своём внешнем виде
  • Способны мыслить абстрактно и строить планы на будущее
  • В этом возрасте чрезвычайно важен контакт родителей/наставников/учителей с подростком
  • Подросткам свойственна замкнутость в случае если не создана комфортная атмосфера доверия между ними и окружающим миром.

Основные жизненные показатели детей от 0 до 18 лет. →Комментарии, вопросы, отзывыОставьте комментарий Введите код с картинки: * — Поля, обязательные для заполнения

Запись на прием. Внимание! Если вы записываетесь в нерабочие часы клиники, то мы сможем связаться с вами утром следующего дня после 10:00. Удобный день и время: Интересующая услуга: -АллергологГастроэнтерологДерматологГомеопатИммунологИнфекционистКардиологЛечебная физкультураЛогопедЛОРМассажистНеврологНефрологОртопедОстеопатОфтальмолог (окулист)ПедиатрПедиатрическая медсестраПсихологПульмонологУЗИФизиотерапевтХирургЭндокринологКомплексные программыАнализыБольничные листыОформление мед. картСправки в детские учрежденияМикрополяризацияЭкспресс тестыЭЭГ (Электроэнцефалограмма)Удаление бородавок и родинокОртопедические стелькиМассажФизиотерапияЛечебная физкультураОбучение плаваниюЭлектрокардиографияУЗИФилиал*: -филиал на Приморском на пр. Просвещенияфилиал на ул. Оптиков* — Поля, обязательные для заполнения

Читайте также:  6 правил, которые научат ребенка собранности

Как воспитать спокойного ребенка с рождения

Есть 5 правил, которым нужно следовать, если вы хотите понимать, как воспитывать ребенка с рождения:

  1. Сформулируйте систему ценностей. В нее нужно включить все, что важно для всех членов семьи. На этом этапе придется подумать о вещах, которые формируют вас и, вероятно, будут оказывать столь же большое влияние на малыша. Для кого-то главная ценность – личное пространство, для других – материальные вещи. Учитывайте все вплоть до продуктов питания. Если ребенок отказывается есть – это нормально. Не нужно принуждать кушать с фразой вроде: «Пока не поешь, из-за стола не встанешь». На фоне такого отношения в сознательном возрасте вполне может развиться расстройство пищевого поведения (РПП). Когда пренебрежение определенными вещами задевает вас или ребенка, нужно проговаривать это вслух. Именно говорить, а не внимать в вину.
  2. Определите личные границы и помогите малышу очертить его границы. О воспитании детей можно говорить часами и даже сутками. Вот только в этом нет смысла, если каждый из родителей и их малыш – это не самостоятельные личности. Простой пример: ребенок 3-5 лет тянется к смартфону мамы. Та начинает ругаться и требовать вернуть вещь на место. Естественно, малыш взбунтуется. Если вы вовремя объясните, где «ваше», а где «его», ситуация решится коротким диалогом: «– Солнышко, ты же знаешь, что это мамин смартфон. – Да, знаю. – Тогда положи его и возьми свои игрушки». На этой позитивной ноте проблема решится сама собой и ребенок отправится за игрушечным телефоном или любимым конструктором.
  3. Умейте сказать «нет». Это особенно важный момент, когда сыну или дочери уже исполнилось 4-6 лет. Психология ребенка 6 лет часто устроена таким образом, что он старательно вызывает родителей на конфликт. Если после первого отказа малыш продолжает настаивать на своем, родители, особенно мамы, часто сдают позиции. В итоге ребенок начинает чувствовать свою власть и вседозволенность. Умейте настоять на своем. Причем делайте это без криков. Находите понятные аргументы и объясняйте, почему решение не может оспариваться.
  4. Защищайте взгляды, ценности, мнение и принципы ребенка перед другими. Он должен чувствовать поддержку со стороны семьи. Даже если взгляды малыша вам непонятны, а иногда и вовсе кажутся неуместными, высказывать это при посторонних не нужно.
Как воспитать спокойного ребенка с рождения
  1. Дети есть дети, нарушения чужих границ не избежать. Нужно заранее обсудить, что вы будете делать в случае выхода за намеченные пределы. Частая ситуация: желание играться не своей игрушкой. Если вы наблюдаете такую склонность за своим ребенком, договоритесь, что сначала он будет спрашивать разрешения взять чужую вещь у ее владельца. Компромисс можно найти всегда.

Психология воспитания ребенка предполагает неустанную работу над ошибками. Работать должны обе стороны – и малыши, и их родители. Люди ошибаются и это нормально. Позволяйте ребенку совершать ошибки, думать над ними, делать выводы и исправлять.

Пособие по уходу за ребенком до лет

  • матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях, и женщинам – военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет;
  • студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
  • неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, ГПС МЧС России в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства.

Указом Президента РФ от № 570 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 „О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации“ и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» устанавливается, что право на получение уже назначенных выплат сохранится до окончания периодов выплаты.

Читайте также:  20 советов как правильно воспитывать ребенка: школа молодых родителей

Помощь государства при выплате ипотеки семьям с детьми

Также право на получение указанных выплат до окончания периодов выплат сохраняется за гражданами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком, родившимся до 1 января 2020 г.

Федеральным законом от № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее – Закон № 418-ФЗ) установлены основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или второго ребенка для семей с низкими доходами.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

С 1 января 2020 г. вступили в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом от № 305-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей“», увеличивающие период получения дополнительной ежемесячной выплаты на ребенка (детей) до достижения ими возраста трех лет (а не полутора лет, как было ранее) и изменяющие порог среднедушевого дохода семьи до двукратного размера регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения (ранее был установлен 1,5 кратный размер прожиточного минимума).

Правильный режим дня для здорового ребенка

Сон и бодрствование ребенка тоже должны чередоваться по продуманному правильному графику, потому что режим очень важен для хорошего самочувствия. Для деток разного возраста эти периоды будут неодинаковы.

Режим сна для ребенка устанавливается именно исходя из возраста. Важно: время отхода ко сну должно быть не позднее десяти вечера.

Возраст ребенка

Продолжительность времени сна

От 1 до 4 месяцев

18 часов

От 5 до 6 месяцев

16 часов

От 7 до 9 месяцев

15 часов

От 10 месяцев до двух лет

13 часов

От двух до семи лет

12 часов

От семи до семнадцати лет

8-9 часов

При соблюдении вышеуказанных норм организму обеспечивается достаточный отдых, он успевает «переварить» накопленную жизненную информацию и набраться сил к следующему дню. Хороший сон ребенка ночью способствует поддержанию его здоровья, укрепляет иммунную систему и улучшает работу всех систем и органов.

Не стоит забывать и о чередовании разных видов деятельности. Ребенку не следует переутомляться и перегружать нервную систему. Учебные занятия должны чередоваться с творческими, игровыми.

Еще один значимый момент – режим питания ребенка. Грудничков первых шести месяцев жизни кормят по требованию. Когда начинается добавление искусственного прикорма, то лучше делать это по установленному графику. Деток 6-9 месяцев кормить каждые 3-3,5 часа, малышей от 9 месяцев до года – каждые 3,5-4 часа. Когда совсем перестаете кормить грудью или ребенок переходит на взрослый стол, рекомендуется пятиразовое питание в виде завтрака, полдника, обеда, второго полдника и ужина. Организация питания детей школьного возраста предполагает 3-4 приема пищи в течение дня с примерно 4-х часовыми перерывами между ними. Правильный режим питания важен для нормальной работы пищеварительной системы, которая успевает и нормально переварить пищу, и подготовиться к получению следующей порции. Тогда в желудочно-кишечном тракте выделяется столько пищеварительных ферментов, сколько необходимо для полноценного усвоения продуктов.

Очень полезен для организма постоянный режим дня. Приучите малыша выполнять примерно в одно и то же время такие процедуры, как прогулка, зарядка, купание и проч.

На здоровье ребенка всегда благотворно сказывается пребывание на свежем воздухе. Поэтому старайтесь как можно больше гулять и играть с детьми на улице (не меньше 2 часов в день – когда тепло и не меньше получаса в холодное время года).

Читайте также:  Стеноз гортани у ребенка: причины, симптомы, диагностика и лечение

Организовывайте активный досуг на улице. Пусть дети бегают, прыгают, карабкаются на турники. Находите развлечения по сезону: летом – купание, прогулки на природе, да еще и с босыми ногами; зимой – коньки, лыжи, снежки, крепости и проч.; в осенний и весенний период можно шлепать по лужам в резиновых сапогах, собирать листья и другие природные материалы.

Что очень важно для прогулок на свежем воздухе – правильно ребенка одеть. Ни в коем случае нельзя его чрезмерно укутывать, потому что от этого недолго и заболеть. Как ориентироваться? Надевайте на малыша на одну кофточку больше, чем на себя.

Заключение Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Этот период жизни ребенка отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и даже социального развития. Ведущие линии развития — основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для следующего развития. Отличительные особенности первого года жизни детей: ­ более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития; ­ тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития; ­ проявление сенсомоторной потребности; ­ ярко выраженная эмоциональность; ­ большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям; ­ потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы. Для успешного воспитания и развития ребенка необходимо знать все особенности детей первого года жизни, так как именно в этом возрасте закладывается основы будущей личности.

Список использованной литературы 1. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной психологии / сост.Л.М. Семенюк, под ред.Д.И. Фельдштейна. М.: Межд. пед. академия, 1994. 2. Мать и дитя: В ожидании ребенка и первый год жизни: Энциклопедия. М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002. 3. Младенец и ребенок: от рождения до 5 лет. Красноярск: Кн. Изд. — во, 2002. — 22. 4. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. М.: Мозаика-Синтез, с. 5. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, с. 6. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, с.

Размещено на

Примеры похожих учебных работ Предупреждение нарушения речи у детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте

… речевого развития у детей в возрасте до 3-х лет. Отклонение от … лет, к 4-м годам ребенок овладевает умением составлять рассказ по картинке и об игрушке, а к 5 годам … год жизни). Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка …

«К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»

… процессы pассматривались отдельно друг от друга; в результате чего сейчас вместо гармонического развития ребенка мы имеем два независимых друг от друга процесса: воспитание и обучение. причиной …

Теории социального и эмоционального развития в раннем возрасте

… и события, сам подбирает игрушки для сюжетной игры и действует в воображаемом плане. Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии …

Психическое развитие в раннем возрасте. Действие и интеллект

… и вербальная память. Преобладает сенсомоторная функция развития, ребенок руководствуется ощущениями, ассоциациями, движениями, эмоциями в своей жизни. Вот как многогранно развитие ребенка с года до трех лет, более подробно я опишу этот …

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

… возрасте влияют на эмоциональное развитие ребёнка, поэтому цель курсовой работы: изучение влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка. … жизни ребенка … ребенку» Эмпирическая база исследования: дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет), …

Особенности мышления у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

… формируется на 5-м году жизни ребенка (он понимает, что слово «вещь» обозначает интегрирующие слова предыдущего уровня обобщения, такие как «игрушка», «еда», «книга», «одежда» и т.д.). Этапы развития интегративной обобщающей …